Селение Черниково.

Материалы » Калининский район Уфы » Селение Черниково.

Страница 1

Начало истории Калининского района ухо­дит в конец XVI века, когда было основано селе­ние Черниково. Своим названием селение обязано боярскому сыну Ивану Черникову-Онучину, уроженцу Нижнего Новгорода, который вместе с из­вестным государственным деятелем тех лет Ми­хаилом Нагим появился в Башкортостане для стро­ительства Уфимской крепости. Когда крепость была заложена, молодому дворянину выделили 250 десятин земли у реки Шугуровки, где он и основал родовое поместье Черниковых-Онучиных. Чуть позже возле селения Черниково возникли по­местья других дворянских семейств — Гладышевых, Лопатиных, Аничковых, — несших «госуда­реву службу» на территории края в то весьма не­спокойное время.

Отсюда пошло название северной части сто­лицы Башкортостана — Черниковка. Как извест­но, сначала это был отдельный город — Черниковск, а в 50-е годы прошлого теперь уже столетия город стал неотъемлемой частью Уфы. Одна из ее долей и составляет современный Калинин­ский район.

Представители старинного рода Чернико­вых-Онучиных служили в Башкирии не только на самых разных должностях — воевод крепос­тей, армейских офицеров, но и занимались науч­ной деятельностью. Особенно среди них был из­вестен сын основателя родового поместья Иван Иванович. В 1649 году его, тогда еще 24-летнего, послали к калмыцкому тайше — вождю Дайчину, чтобы вызволить из плена людей, захваченных во­инственными выходцами из Западной Монголии. Калмыцкие «варяги» не отличались законопослушанием, постоянно конфликтовали с башкирами, претендуя на их исконные земли. Российские вла­сти, под защитой которых находились башкиры, не желали мириться с насилием калмыков. Поезд­ка дворянина Черникова-Онучина — один из при­меров защиты населения от нападок непрошен­ных гостей. Поездка была достаточно опасной: по­сланцы подвергались серьезному риску, известны случаи, когда их убивали. Однако Ивану удалось не только вернуться, но и выкупить 32 пленника, русских и башкир по национальности. За успеш­ное проведение экспедиции уфимские власти оп­ределили ему 55 четвертей земли и прибавку к месячному жалованию в размере двух рублей. Не очень щедрой была награда, но этот смелый человек продолжал участвовать в делах не менее опасных, прославив свое имя далеко за предела­ми уфимских предместий.

Вслед за Черниковыми-Онучиными в от­строенную крепость Уфу приехали дворяне польского происхождения — братья Иван и Осанчюк Каловские, получившие 200 четвертей земли, по реке Уфе. Ивану была оказана честь стать во­еводой Уфимской крепости. Мужчины следующе­го поколения Каловских предводительствовали стрелецкими войсками в сражениях с калмыками, сибирскими татарами, участвовали в других во­енных кампаниях. Завидную стойкость при обо­роне Уфы от пугачевских повстанцев в 1774 году проявили четыре дворянина из рода Каловских. двое из них погибли.

Довольно обширные владения на террито­рии нынешнего Калининского района имел дворян­ский род Аничковых. Фирс Александрович Анич­ков в период царствования Михаила Федоровича служил воеводой Уфимской крепости, а его бра­тья Михей и Юрий участвовали в походах против сибирских татар. С не меньшим рвением служили и их сыновья, защищавшие юго-западные грани­цы России от беспокойных кочевников, а один из них — Борис, как некогда его отец Фирс, тоже получил должность уфимского воеводы.

Дворянские семейства Гладышевых, Лопа­тиных, Тарбеевых жили недалеко друг от друга, довольно часто выясняли отношения, касающиеся вопросов чести, древности рода, земельных угодий и т. д., но в период опасности всегда вставали пле­чом к плечу и вместе отбивали атаки противника.

Во второй половине XIX века для мелкопо­местных дворян наступили нелегкие времена: ус­тарели прежние формы хозяйствования, развивал­ся новый класс — буржуазия, отцветал «вишне­вый сад». Февральская революция и октябрьский переворот до основания потрясли российское дворянство. Следы Черниковых-Онучиныхвых, Каловских и других окончательно затерялись в наследство последующим поколениям остались лишь деревни, носящие имена некогда гремевших в крае, а теперь забытых дворянских родов

На месте села Богородское вырос микрорайон Инорс. Основатель Богородского - подарил краю крещен из татар по имени Кадом — подарил краю не только это селение, но и целую семью известных революционеров. Братья Эразм. Иван и Михаил Кадомцевы были лично знакомы с Владими­ром Генным, который неоднократно посещал их дом в Уфе. Особенно громко фамилия Кадомцевых зазвучала в 1917—1918 годах, когда ими была создана мощная военно-революционная структура — Боевая организация народного вооружения (БОНВ), проводившая в уральском регионе широкомасштабные военные операции по ликвидации анти­советских выступлений русских крестьян, башкир и казаков. В первые месяцы Гражданской войны на территории Южного Урала отряды БОНВ боро­лись с чехословаками, казаками и белогвар­дейцами.

Страницы: 1 2

Популярные материалы:

Приветствия и обращения горцев
1. «Асаламу алейкум, дорогие друзья!» У дагестанских народов существуют строго выработанные правила поведения в общественных местах, обращения и приветствия друг друга, вплоть до жестов, поз, с учетом возраста, пола, положения и т. п. В ...

Индуизм в Индии
Население Индии известно своим высоким уровнем духовного развития. В духовной жизни населения страны огромную роль играт Индуизм будучи основной религией Индии и одной из мировых религий. Хотелось бы добавить об истории этой религии. Инду ...

Лексика подражательных танцев народов Севера
У эвенков повсеместно существовал обычай совершать над убитым медведем особый обряд, носивший характер массовой родовой религиозной церемонии, обязательной для каждого члена рода. Обряд этот представляет для исследователя традиционной тан ...