Липецкий край – прародина великого поэта А.С. Пушкина

Материалы » Липецкий край – прародина великого поэта А.С. Пушкина

Страница 4

«Весть о том, что едет Пушкин в Елец, обогнала его». К вечеру 5 мая 1829 года поэт прибыл в Елец. Особенно запомнились Пушкину, при въезде в город Елец – тюрьма и мужской монастырь.

Пушкин сразу получил приглашение господ Стаховичей навестить их. На что ответил:

«Стаховичи… Стаховичи.… Ах, да, генерал Ермолов в Орле советовал познакомиться с ними. Имение их кажется недалеко от Ельца. Ну что ж, можно и передохнуть: впереди долгая дорога».

Поэт принял приглашение, сел в присланную коляску и через полчаса его встречали в Пальне-Михайловке Надежда Михайловна и Александр Иванович Стахович в своём имении.

«…Приведя после дороги себя в порядок, Александр Сергеевич вышел к ужину. Общих знакомых оказалось много и сообщения о них оказались взаимно интересными. Очень увлекательным было обсуждение стихов и статей в новых газетах и журналах. Интересно прошёл и день 6 мая. По просьбе Надежды Михайловны поэт в парке посадил дуб».

В Пальне-Михайловке, кажется, каждый уголок дышит историей.

В начале 19 века на живописном берегу речки Пальны был разбит парк и выстроен дворец по проекту Витберга А.Л. (1787 – 1855) в неоклассическом стиле, сочетавшем строгие античные линии и формы с романтической красотой задумчивой русской природы. Вписанный в окружающий пейзажный ансамбль – лесистый склон и крутой берег Пальны, к которому от дома вела длинная прерывистая лестница. Пальновский дом Витберга вошел в историю отечественной архитектуры как показательный памятник деревянного неоклассицизма первой трети 19 века. Дворец дважды горел, перестраивался, но сохранил обаяние своеобразного стиля.

Неоклассический стиль дворца соответственно и законченно сказался в его внутренней декоративной отделке, для чего в Пальну был приглашен воспитанный в России популярный мастер декоративной живописи Скотт Д.Б. (1776-1830). Росписи Скотте гризайлью (в один-два тона) отличались скульптурной четкостью и создавали иллюзию барельефа.

Недалеко от дворца на открытой площади в 30-х годах 19 века сооружена усадебная церковь-мавзолей. Церковь построена по плану знаменитого московского зодчего Джиляра Д.И. (1788-1845) в форме ротонды, круглого глухого здания с куполом на барабане. Она украшена одним портиком с западной стороны и строгой простотой, тяжеловесной монументальностью напоминает римский Пантеон.

Впоследствии напротив старого дворца на противоположном берегу реки был возведен другой двухэтажный дворец в готическом стиле, как и все прилегавшие к нему надворные строения. Он сильно пострадал в годы войны 1941 – 1945 годов, но еще не утратил своего оригинального вида. Готический стиль этой усадьбы подчеркивают пирамидальные дубы, вывезенные саженцами из Болгарии в турецкую компанию 70-х годов 19 века.

Старинные здания, парк и тихая речка, придающие одухотворенно-лирическую красоту Пальне-Михайловке.

Стаховичи – были одарённые, прекрасно образованные и отлично воспитанные люди.

Дом Стаховичей на протяжении 19 века являлся резиденцией елецких предводителей дворянства. Будучи любителями и знатоками искусства, они привлекали в Пальну талантливых архитекторов, художников, писателей, артистов, в результате чего развивались и множились Елецкие связи с представителями общенациональной культуры: Толстым Л.Н., Пришвиным М.М., Репиным И., Новиковым Н., Серовым В., Станиславским и МХАТом, зодчими Витбергом А., Джилярди Д., скульптором Клодтом П

Долголетняя дружба Толстых и Стаховичей скреплялась постоянным общением. Стаховичи занимались пропагандой, собиранием и научным исследование творчества Л.Н. Толстого. В орбиту дружеских отношений Толстых и Стаховичей органично врастали, скрепляя их новые творческие знакомства и связи, как это случилось с И.Е. Репиным и К.С. Станиславским.

Незабываемое впечатление произвела на Репина Пальна и ее обитатели. Он создал серию портретов Стаховичей, Пальновских рисунков, написал исключительно редкую для его кисти пейзажную картину «Пальна. Вид с балкона. 1891 г.»

Почти все старинные постройки сохранились в Пальне, но нуждаются в реставрации и охране.

Веет от этого края грустью далёкой старины. И гордишься тем, что по этой земле ходил великий Пушкин.

Существовал в этих местах и в семье Стаховичей культ Пушкина. Недаром Л.Н. Толстой, доводившийся Пушкину четвероюродным племенником, говорил Стаховичам: «Ваш Пушкин», а Репин посвятил им свою картину «Пушкин на набережной».

Пальновский дом Стаховичей воскрешает для посетителей не только ушедший быт просвещённого дворянского гнезда0 но и многочисленные предания и источники его культурных связей. Предание о посещении Пальны Пушкиным по дороге в Арзрум очень популярно среди местных жителей

Старожилы рассказывали, что в парке перед домом на открытой лужайке был посажен дуб, в ознаменование пушкинского визита в Пальну. А над рекой возвышалось бронзовое изваяние поэта – бюст на гранитном пьедестале, поклонник поэта, Стахович А.А., поставил в знак почитания его великого творчества.

Страницы: 1 2 3 4 5

Популярные материалы:

Развитие белорусской культуры
В XIY-XY вв. в Беларуси наблюдалось значительное развитие образования, распространение книг, оживление духовной жизни. Библиотеки и центры рукописного искусства существовали в Полоцке, Слуцке, Супрасле, Гродно, Новогрудке, Бресте и других ...

Женская одежда
Богатство национальных традиций, яркую декоративность и разнообразие композиций узора несет калмыцкая национальная одежда. Килиг — женская (нательная) рубаха, надевавшаяся через голову, была совершенно аналогична по крою мужской рубахе. ...

Начало восстановления народного хозяйства в 1943-1945 годах
После освобождения Гомеля от немецко-фашистских захватчиков необходимо было решить важнейшую проблему восстановления гор рода. За период оккупации Гомеля (19 августа 1941 г. - 26 ноября 1943 г.) немецко-фашистские захватчики уничтожили св ...