Липецкий край – прародина великого поэта А.С. Пушкина

Материалы » Липецкий край – прародина великого поэта А.С. Пушкина

Страница 2

…Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синее блещут небеса…

Отец возил Машу в село Доброе. Это был древний русский город-крепость, который заложил царствовавший на Руси Михаил Фёдорович. Городок, окружённый деревянной стеной, имел шесть башен с пушками. Воронеж был тогда судоходным, по реке свободно проходили суда.

Какие сказки слышала в детстве Маша Пушкина? Какие были и былины очаровывали её? «Что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма», – скажет потом возмужавший мастер художественного слова.

А песенно-былинное сказание о вещем Олеге, а размышление Руслана на развилке сказочных дорог – всё это воспетые им сказания его «мамушкм».

Любил юный Пушкин «разбойничью тему». Кто знает, может быть, Марья Алексеевна познакомила внука с добровско-кореневщинскими былями о благородных мятежах. И отсюда поёт пушкинский Стёпка «меланхоличную старую песню», песню, которую пели и под Кореневщино, и под Лебедянью, и под Ельцом.

Не шуми, мати зелёная дубравушка,

Не мешай мне, молодцу, думу думати, –

В 1773 году офицер морской артиллерии Осип Абрамович Ганнибал, третий сын Арапа Петра Великого, баловень петербургских салонов, только что получивший чин майора, по казённой надобности оказался в Липецких краях. На самом деле это было его бегство в глушь от долгов и скандала.

В селе Покровском, куда он приехал «засвидетельствовать своё почтение» богатому помещику Алексею Федоровичу Пушкину, считая его родственником, его сестра была замужем за Андреем Павловичем Пушкиным, только из другой ветки огромного рода Пушкиных, о чём Ганнибал, видимо, не знал, он познакомился с Марьей Фёдоровной Пушкиной, красоты редкостной. Он обвенчался с Марией Алексеевной Пушкиной в Вознесенской соборной церкви в слободе Липецкие воды. Найдены документы о браке М.А. Ганнибал с Осипом Абрамовичем.

«Сей брак несчастлив, - писал Пушкин, - ревность жены и непостоянство мужа были причиной недовольства и ссор, которые кончились разводом». Осип Абрамович оставил жене кучу долгов. «Будучи так нагло покинута с малолетней дочерью, принуждена была ехать в деревню к родителю моему, который, увидев меня в таком бедственном состоянии» с горя «получил паралич», от которой болезни и скончался».

Мария Алексеевна добилась справедливости: второй брак Осипа Абрамовича, был признан незаконным, на него было возложено церковное покаяние – семилетняя епитимия.

Все эти годы Мария Алексеевна с дочерью Надеждой жила в Кореневщине и в самом Липецке.

В сентябре 1796 года Надежда Осиповна выходит замуж за офицера лейб-гвардии Измалковского полка Сергея Львовича Пушкина, который принадлежал к старинному, но обедневшему, дворянскому роду.

В браке Сергея Львовича и Надежды Осиповны слилось потомство одного лица – Петра Петровича Пушкина (1644 – 1692), то есть прямого предка поэта по двум линиям – по отцовской и по материнской линии. Родство отца и матери поэта восходило к четвёртому поколению.

Старуха Ганнибал, так её называли, была умна, рассудительна, умела вести дом, и внуки были фактически на её попечении.

«Мамушка» Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна были для Александра Пушкина самыми близкими людьми, и первыми учителями живого русского языка.

Марья Алексеевна любила Александра больше других детей: «Не знаю, что из него выйдет…, то его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг, так развернётся, что ничем его не уймёшь.

Как сильно любил Пушкин свою бабушку – много свидетельств. В его памяти навсегда остался «антик», «прабабушкин чепец», что носила Марья Алексеевна, да «прелесть таинственных ночей», когда слушал он её сказки «о чудесах, о подвигах Бовы».

«Люблю от бабушки московской

Я слушать толки о родне,

Об отдалённой старине.

Могучих предков правнук бедный.

Люблю встречать их имена

В двух-трёх строках Карамзина».

Во многих стихах Александра Сергеевича бабушка предстаёт женщиной умной и по своему времени образованной. Это она, своими рассказами о семейных преданиях, пробудила интерес у будущего поэта к старине, к родной природе, к родословной.

Впоследствии А.С. Пушкин приезжал в Кореневщино, Капитанщину; на пути следования на Кавказ поэт проезжал вблизи вотчинных земель своих предков.

Великий подвижник музейного дела и первый исследователь пушкинских документов в Липецком архиве до революции и в 20-30-е годы бывал в Кореневщине, Капитанщине и других бывших владениях Пушкиных, где и записал предания о прежних хозяевах, в том числе и о посещении А.С. Пушкиным этих мест. Свидетельства эти, разумеется, имели гипотетический характер:

«Усадьба близ села Капитанщино Бутырской волости принадлежала в XIX веке родственнику поэта Н. Замятину, к которому в молодых годах приезжал в одно время Александр Сергеевич Пушкин. Встречать его выходили все крестьяне деревни Капитанщино. Крестьянам он очень нравился. Поэтому они прозвали его фруктовым кудрявым барином. В Капитанщино поэт приезжал встретиться с некой артисткой Качановой» Это записано со слов старожила крестьянина Андрея Лаврентьевича Федорова.

Страницы: 1 2 3 4 5

Популярные материалы:

Особенности славянского расселения:
• освоение громадной территории Восточной Европы; • удаленность от основных очагов цивилизации; • соприкосновение с этносами, находившимися на более низкой ступени развития; • сохранение в местах своего обитания местного населения, в ...

Прощеное воскресенье
Прощёное воскресенье - (прощенное) последнее воскресенье перед Великим постом или 7-е воскресенье перед Пасхой. В России также считается последним днем Масленицы. В этот день все православные просят друг у друга прощения - чтобы приступи ...

Одежда Русских крестьян Сибири
В данной главе мы рассмотрим одежду женщин, так как она показывает более полную картину быта сибирских крестьян. Работа, приходившаяся на долю женщин, в западносибирской деревне феодального периода была довольно разнообразной. Крестьянки ...