Старики в семейном быту и общине белорусов
Кроме присмотра за внуками пожилая женщина выполняла более легкие работы по дому и хозяйству: готовила, прибирала в доме, пряла, полола огород и т.д. С бабулей взрослые считались мало, в лучшем случае выслушивали ее советы, но внуки должны были проявлять послушание и уважение. В отличие от родителей, бабуля редко прибегала к наказаниям, поэтому была близким другом и советником внукам. Когда внуки не слушались бабулю, плохо себя вели, она грозилась «уйти в ямку» и не вернуться. И только тогда, когда ее на самом деле не становилось, они вспоминали угрозы бабули.
Каждая бабуля хорошо знала местные обычаи, которым она обучала и внуков. Она учила их уважительному отношению ко всему живому и неживому.
Бабуля знала много секретов лечения детей, накопленных богатым опытом жизненных случаев; некоторые умели «шептать» и вылечивать другие серьезные заболевания [10, c 85].
Особенную роль в деревне играла бабка-знахарка. Еще в первые десятилетия 20 века почти каждая деревня имела свою «докторку», которая лечила от всех болезней самогонкой, настоянной на дождевых червях, давая пить и натирая больных. Услугами знахарок народ пользовался от безысходности, так как до доктора нередко нужно было добираться за 30-40 верст.
Случалось, что в семье жила бабка не связанная кровными и родственными узами. Часто это была одинокая старая женщина, которая шла в семью в качестве работницы, подыскивая себе приют, становилась семейной нянькой. Нередко «приблудная бабка», закинутая судьбой в чужую семью, становилась любимой равно, как и родная.
Таким образом, изучив вопрос о роли стариков в семейном быту и общине белорусов, мы можем сделать вывод, что пожилые люди являлись главенствующими в семье или общине, пользовались уважением членов своей семьи и имели множество обязанностей для создания и регулирования деятельности семьи как важной структурной единицы традиционного общества.
Популярные материалы:
Этнопсихологическая школа
	 
Вплоть до 30-х годов нашего столетия развитие американской этнологии шло исключительно под влиянием школы Боаса и его учеников. В ходе своих регулярных полевых исследований американские этнологи исторической школы часто использовали разли ...
	
Классификация самоваров
	 
До середины XIX века основным «индивидуальным» потребителем продукции самоварного производства было дворянство. Самовар являлся не только олицетворением русского гостеприимства и семейного уюта, но и своеобразным выражением материального  ...
	
Об одном мифологическом персонаже терских казаков
	 
Заметное место в духовной культуре терских казаков занимали их традиционные религиозные верования. Будучи составной частью великорусского народа, в мифологии терских казаков сохранились представления о домовых, леших, водяных, русалках, в ...