Старики в семейном быту и общине белорусов

Материалы » Роль стариков в традиционной культуре белорусов » Старики в семейном быту и общине белорусов

Страница 2

И всё же, как ранее уже было отмечено, несмотря на такую занятость, женщина не была принижена в семье. Женщинами семейного коллектива руководила старшая из них, обычно мать (свекровь). Она распределяла работу между невестками, следила за тем чтобы ее поручения выполнялись добросовестно. Сама хозяйка, пока позволяло здоровье, работала вместе со всеми [17, с. 30].

Однако, со временем люди стареют, в следствие чего нуждаются в заботе и большей помощи. При разделе семьи пожилой отец оставался жить в семье одного и сыновей, чаще всего младшего. При этом он получал часть имущества и надел земли («на прокормление»), которая передавалась в распоряжение той семьи, где оставался жить, но утерявший права хозяина дед, согласно обычаям, не мог самостоятельно распоряжаться ни имуществом, ни землей. С этого момента его значение в доме отводилось на то моральное влияние, которое он мог оказывать.

Хуже было положение больных и беспомощных стариков, которые проживали в семье у сына, зятя, свояка или совсем чужого человека. Согласно договору («ординария») такой старик взамен своего имущества полчуал приют (комнату или угол), пропитание, одежду и небольшую сумму денег на покупку мелочей. В насмешку селяне называли таких стариков «дармоедами».

Когда старик имел силы, выполнял разные работы по хозяйству: вил веревки, плел корзины, делал разные хозяственные принадлежности, часто присматривал за скотом и т.д. При отсутствии бабули дед выполнял и роль няньки в семье [2, c. 37 ].

Особенно пожилые мужчины, не имевшие детей по каким либо жизненным причинам, ходили в «старцах», собирали милостыню. Нелегко приходилось им в одной длинной сорочке, босым, с торбой на плече и с тростью в руке и в зимнюю стужу, и в летнюю жару ходить по деревням от двора ко двору или по ярмаркам.

Милосердные люди считали своим долгом принять в дом старца, накормить его и дать временный приют во время великих морозов. Появление в доме старца считалось хорошей приметой и своеобразным оберегом, так как говорили в народе: «От сумы и от тюрьмы не зарекайся». Каждый старец за своеборазные песни, которыми сопровождался приход в дом, получал награду: хлеб, картошку, пригоршню льна, кусок сала, холст, иногда – деньги. Особенно тяжелой была судьба слепых старцев, калек, которые нанимали себе поводырей.

По традиции, у белорусов они пользовались авторитетом и уважением, поскольку много чего повидали на своем веку и имели богатый рабочий опыт. Согласно традициям, большинство детей пользовались добротой деда, а также усваивали навыки выполнения различных работ, которыми он щедро делился с внуками [17, с. 159-160].

Бабушка также являлась важным членом семьи

Кто из нас не помнит огрубевшие от работы бабулины руки, морщинистое лицо, которое светится добротой и лаской? До родной бабули всегда тянутся внуки, ищут у нее поддержки, совета и даже защиты в случаях, когда не находят понимания родителей.

В традиционной семье бабуля, утратив с возрастом права хозяйки, исполняла роль няньки. Ее работа была очень необходимой и полезной, потому что в семье рождалось много детей, а матери нужно было, кроме воспитания детей, много работать по домашнему хозяйству. Поэтому бабуля качала в кроватке то одного, то другого внука, напевая до хрипоты колыбельные, заботливо отгоняла мух, кормила их кашей, придумывала разные забавы, истории и сказки. Внуки под опекой бабули были до того времени, пока не вставали «на свои ноги».

Страницы: 1 2 3

Популярные материалы:

Крестьянский брак и семейные обряды
крестьянская семья сибирь быт культура Изучение свадебного обряда сибирских крестьян в конце XVIII – XIX в. важно не только для воссоздания картины народного быта, выявления характерных черт общественного сознания сибиряков, но и для уяс ...

Музыкальный фольклор долган
"Долганская музыка в жанровом и стилистическом отношении представляет собой локальный вариант акустической культуры северных саха (якутов) и имеет родственные связи с музыкой эвенков, эвенов, нганасан, энцев, ненцев и северосибирских ...

История становления кусинского предпринимательства и экономики г. Кусы
В 1778 году, у слияния рек Куса и Ай, в период развития горнозаводской промышленности на Южном Урале был основан «Кусинский чугуноплавильный и железоделаемый завод». Первоначальной продукцией завода были металлы, простейшие орудия труда, ...