Старики в семейном быту и общине белорусов

Материалы » Роль стариков в традиционной культуре белорусов » Старики в семейном быту и общине белорусов

Страница 2

И всё же, как ранее уже было отмечено, несмотря на такую занятость, женщина не была принижена в семье. Женщинами семейного коллектива руководила старшая из них, обычно мать (свекровь). Она распределяла работу между невестками, следила за тем чтобы ее поручения выполнялись добросовестно. Сама хозяйка, пока позволяло здоровье, работала вместе со всеми [17, с. 30].

Однако, со временем люди стареют, в следствие чего нуждаются в заботе и большей помощи. При разделе семьи пожилой отец оставался жить в семье одного и сыновей, чаще всего младшего. При этом он получал часть имущества и надел земли («на прокормление»), которая передавалась в распоряжение той семьи, где оставался жить, но утерявший права хозяина дед, согласно обычаям, не мог самостоятельно распоряжаться ни имуществом, ни землей. С этого момента его значение в доме отводилось на то моральное влияние, которое он мог оказывать.

Хуже было положение больных и беспомощных стариков, которые проживали в семье у сына, зятя, свояка или совсем чужого человека. Согласно договору («ординария») такой старик взамен своего имущества полчуал приют (комнату или угол), пропитание, одежду и небольшую сумму денег на покупку мелочей. В насмешку селяне называли таких стариков «дармоедами».

Когда старик имел силы, выполнял разные работы по хозяйству: вил веревки, плел корзины, делал разные хозяственные принадлежности, часто присматривал за скотом и т.д. При отсутствии бабули дед выполнял и роль няньки в семье [2, c. 37 ].

Особенно пожилые мужчины, не имевшие детей по каким либо жизненным причинам, ходили в «старцах», собирали милостыню. Нелегко приходилось им в одной длинной сорочке, босым, с торбой на плече и с тростью в руке и в зимнюю стужу, и в летнюю жару ходить по деревням от двора ко двору или по ярмаркам.

Милосердные люди считали своим долгом принять в дом старца, накормить его и дать временный приют во время великих морозов. Появление в доме старца считалось хорошей приметой и своеобразным оберегом, так как говорили в народе: «От сумы и от тюрьмы не зарекайся». Каждый старец за своеборазные песни, которыми сопровождался приход в дом, получал награду: хлеб, картошку, пригоршню льна, кусок сала, холст, иногда – деньги. Особенно тяжелой была судьба слепых старцев, калек, которые нанимали себе поводырей.

По традиции, у белорусов они пользовались авторитетом и уважением, поскольку много чего повидали на своем веку и имели богатый рабочий опыт. Согласно традициям, большинство детей пользовались добротой деда, а также усваивали навыки выполнения различных работ, которыми он щедро делился с внуками [17, с. 159-160].

Бабушка также являлась важным членом семьи

Кто из нас не помнит огрубевшие от работы бабулины руки, морщинистое лицо, которое светится добротой и лаской? До родной бабули всегда тянутся внуки, ищут у нее поддержки, совета и даже защиты в случаях, когда не находят понимания родителей.

В традиционной семье бабуля, утратив с возрастом права хозяйки, исполняла роль няньки. Ее работа была очень необходимой и полезной, потому что в семье рождалось много детей, а матери нужно было, кроме воспитания детей, много работать по домашнему хозяйству. Поэтому бабуля качала в кроватке то одного, то другого внука, напевая до хрипоты колыбельные, заботливо отгоняла мух, кормила их кашей, придумывала разные забавы, истории и сказки. Внуки под опекой бабули были до того времени, пока не вставали «на свои ноги».

Страницы: 1 2 3

Популярные материалы:

Изучение этнической истории региона на страницах научного журнала "Крым" (1925-1929)
Одной из актуальных тем в контексте восстановления объективной истории изучения Крыма, является реконструкция вклада научных сообществ, проводивших свою работу в период 20-х – начала 30-х гг. ХХ в. В первые годы после установления Советс ...

Жених приглашает "породу"
В то время как невеста гостила у своих родственников, жених в течение предсвадебной недели объезжал свою родню в сопровождении товарищей, холостых парней, ездил породу приглашать. Его поезд состоял из семи-восьми повозок, в которых распол ...

Авторская программа по сохранению и развитию празднично-обрядовой культуры алтайского этноса
Паспорт социально-культурной программы "Эхо Алтая" по сохранению и развитию празднично-обрядовой культуры алтайского этноса. Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет ...