Материальная культура и быт бедуинов

Материалы » Кочевники Северной Африки и Аравии » Материальная культура и быт бедуинов

Страница 1

Бедуины отличаются скромностью и простотой быта. В шатре эмира или шейхов можно увидеть подушки, китайский фарфор, как результат союза с турками. Но у простого бедуина не было ничего кроме циновки, на которой он спал; подушкой же ему служил камень. Ночью лагерь охраняют сторожевые собаки. Что же касается кобылиц (ибо бедуины предпочитают именно их, а жеребцов-производителей продают туркам), то они составляют главную любовь жителей пустыни, являются как бы членами семьи и поэтому спят в шатрах. (Пирен Ж. Открытие Аравии. Пять веков путешествий и исследования. М., 1970. С. 92–95).

Будучи едва ли не самым универсальным из домашних животных, верблюд находил у бедуинов самое разнообразное применение. Его молоко, мясо, жир (кроме жира горбов, который обычно не ели) шли в пищу; шерсть – для изготовления грубых тканей; шкура – для выделки бурдюков и обуви; навоз – на топливо; использовалась даже моча, служившая для мытья и считавшаяся лекарственным средством.

Основное, почти единственное, достояние бедуина, верблюд играл в его жизни огромную роль. Верблюд-самец был у кочевников эталоном ценности, бедуин клялся «верблюдицей предка», её имя зачастую являлось составной частью военного клича племени, некоторые племена держали особые стада священных верблюдов. (Першиц А.И. Хозяйство и общ.-пол. строй Северной Аравии. С. 28).

Бедуины, которых рисует нам д’ Арвьё в своей работе 1771 года «Путешествие в Палестину к великому эмиру, вождю арабских князей пустыни, известных под именем бедуинов», строги, скромны и серьёзны, они мало говорят и мало смеются, речь их учтива, а игры (шахматы и шашки) носят общественный характер, на деньги они никогда не играют, о женщинах никогда не говорят.». (Пирен Ж. Открытие Аравии. С. 93).

У женщин оригинальная косметика: «Они накалывают на руках и кистях различные фигуры, цветы и т.д., мажут себе ступни ног и кисти рук темно-коричневой краской, а ногти красят в красноватый цвет, делая краску из зелёной глины, называемой хна». На лицо они сажают голубых мушек, не только для красоты, но также «чтобы задержать взгляды людей на цвете этих мушек, ибо тогда их минуют злые чары волшебников, не причинив никакого вреда».

Естественно, что манера есть, столь необычная в глазах европейца, поразила воображение д’ Арвьё.

У эмира – стол, то есть большой кожаный круг, как у турок, положенный на пол. Но «что касается простого араба, то у него нет ни стола, ни скатерти: три-четыре котелка и большие деревянные миски, нечистые и весьма грубо сделанные, полные супа с мясом, плова (рис пилав) и других видов рагу – вот и вся их сервировка. Арабы садятся кружком, таким образом, что плечо одного упирается прямо в грудь, сидящего рядом, а правая рука каждого касается блюда; левая же рука обращена наружу и служит лишь для того, чтобы на неё опереться. Суп они едят из горсти, пригорошнями же берут и плов, и рис, мнут его в ладонях и делают из него комок, которым забивают весь рот. Когда те, что сидят, встают, стоявшие занимают их места, а слуги, которые едят последними, ставят миски одну в другую и несут их эмиру. Тот, кто поел, пьёт большими глотками из кружки, которую затем передаёт соседу. Руки они моют песком, так как не знают мыла.»

Этот обычай принимать пищу бедуины соотносят с религией: в самом деле, если они едят руками, то «многие делают это вследствие набожности, говоря, что Мухаммед отпускал грехи тем, кто ел с помощью трёх пальцев руки, являющихся естественной вилкой, данной им богом, чтобы пользоваться ею за столом». (Пирен Ж. Открытие Аравии. С. 93–95).

Лето, особенно затянувшееся, было порой лишений. На высохших кустарниковых пастбищах верблюдицы давали мало молока, а затем и совсем переставали доиться. Запасы фиников и зерна кончались, и малоимущие бедуины, не имеющие возможности резать скот. Женщины и дети собирали съедобные корни и дикорастущие злаки, местами – мёд диких пчёл. Особенно большое значение имел сбор самха – небольшого кустистого растения с плодами, содержащими мучнистые семена, которые смалывали в муку для лепёшек. «Хлебом пустыни были также тартут, листья талха, белые трюфели, ягоды мезаи. Ели ящериц, тушканчиков, ежей, съедобную красноватую разновидность саранчи; варили в солёной воде, сушили, толкли в порошок и смешивали с жиром и финиками. (Першиц А.И. Хозяйство и общ.-пол. строй Северной Аравии. С. 31).

Страницы: 1 2

Популярные материалы:

Становление этнологии в Великобритании и США
Становление этнологии в англоязычных странах шло несколько иным путем. Наука о народах там развивалась как составная часть антропологии. Благодаря союзу антропологии с этнологией, этнографические материалы стали разрабатываться естественн ...

История развития Давлекановского района
Изучение археологических памятников Давлекановского района началось лишь в 60-е годы XX века, хотя отдельные находки остатки керамической посуды, кости, были отмечены раньше. Наиболее ранние археологические памятники района относятся к э ...

Этнические и сословные характеристики Южнороссийского казачества
В научной литературе, беллетристике, в официальных документах мы сталкиваемся с терминологическим многообразием определения статуса казачества: субэтнос (Л.Н. Гумилев, А.И. Агафонов, Р.А. Агеева, В.Н. Сергеев и др.) этнографическая группа ...