Возрождение казачьей культуры Юга России как системного явления
Атаман Всевеликого Войска Донского генерал В.П. Водолацкий на внеочередном Круге войсковых казачьих обществ Юга России в городе Пятигорске 30 апреля 2010 г. подчеркнул в своем выступлении: «Я не открою великой тайны, если скажу, что основная масса российского казачества сосредоточена именно здесь, на юге. Удельный вес Донского, Кубанского и Терского казачьих Войск, намного превышает все другие казачьи организации. Так было всегда. И именно на нас всегда равнялись и равняются сегодня казаки не только в России, но и во всём мире»[15]. Далее атаман выделил ряд проблем: «Средний возраст в казачьих обществах приближается к шестидесяти годам. А молодёжь проходит мимо. Неинтересно им, молодым, с бронзовыми, застывшими во вчерашнем дне атаманами. Молодежи нужно движение. Нужно проводить летние православные казачьи лагеря, организовывать поисковые отряды и экспедиции, спортивные соревнования, поездки в другие Войска, фестивали, концерты. Причём организовывать так, чтобы было интересно молодёжи. А чтобы молодым было интересно, именно молодых и нужно привлекать для этой работы. Нужно заниматься воспитанием не отдельных казачат, нужно заниматься воспитанием целого поколения! У нас есть кадетские корпуса и казачьи профессиональные училища. Казачьи школы, классы и даже детские сады. Но их катастрофически мало! Если мы сосредоточимся только на том, что имеем, мы потеряем поколение»[16].
Во Всевеликом Войске Донском создается целостная система военно-патриотического казачьего образования, позволяющая воспитать настоящих сынов и дочерей своего Донского края. Центральной, стержневой идеей работы с казачьей молодежью является идея патриотизма и служения Отечеству.
Сегодня на территории Войска Донского существует не имеющая мировых аналогов система казачьего образования, включающая в себя:
- свыше 100 образовательных учреждений, реализующих региональный казачий компонент государственного образовательного стандарта общего образования (более 20 тыс. учащихся);
- 8 казачьих молодежных центров военно-патриотического воспитания (более 2000 тыс. обучающихся);
- 50 казачьих спортивных клубов (более 2000 ребят);
- казачье молодежное движение «Донцы».
Гордостью донского казачества являются казачьи кадетские корпуса — 6 в Ростовской области и 2 в Волгоградской — это более 1500 воспитанников, которые являются кадровым резервом для Российской Армии и государственной службы.
Основой основ казачьего менталитета является донская культура — это пласт культуры России, требующий тщательного изучения и обобщения. Сегодня Всевеликое Войско Донское активно работает и сотрудничает с 107 взрослыми и 42 детскими казачьими самодеятельными коллективами, которые являются носителями нашей казачьей культуры, достойно храня вековые традиции казачьего народа. Сохранение и развитие самобытной, неповторимой культуры донских казаков, воспитание у молодого поколения восприятия богатейшего наследия Дона — все это является одной из основных задач Всевеликого Войска Донского.
В заключение отметим, что если в прошлом существовал естественный механизм воспроизводства культуры, важную роль в реализации которого играли семья, станичная община, казачье войско, то сегодня этот механизм утрачен. Остается один путь - просвещение и обучение детей и взрослых.
Популярные материалы:
Обычаи и обряды кыргызского народа. Традиционная одежда. Национальные
жилища
Традиции народов Киргизии, т.е. как традиционно живет народ, что складывалось веками в его жизни, что позволило сохраниться ему, всегда представляет интерес для исследователей, путешественников, туристов. Та разумная достаточность, веками ...
Религиозные верования бурятского народа
Буддизм
Впервые о государственной религии монголов – буддизме буряты узнали в XIII в., при внуке Чингисхана – Хубилай-хане, когда современная южная территория Бурятии называлась «Ара Халха». Но это направление буддизма – кармапа (краснош ...
Численность и структура крестьянской семьи в Сибири
в конце XVIII - XIX вв.
При изучении типов крестьянских хозяйств дореволюционной России важное значение приобретает вопрос о числе работников в каждом из них и вообще – о размерах и структуре деревенской семьи.
Установлено, что на размеры сибирской крестьянской ...