Социально-экономическое развитие малых народов в конце 20 в. – начале 21 в.

Материалы » Бачатские телеуты » Социально-экономическое развитие малых народов в конце 20 в. – начале 21 в.

Страница 2

А если взять среднее у русских к.р.с. 1,25 голов у телеутов 0,9. Это в благоприятных условиях. Если сравнить с Горной Шорией, то в личных подсобных хозяйствах Шории в настоящее время содержится по 1,5 – 1,8 крупного рогатого скота. Вероятно, это зависит от того, что личным подсобным хозяйствам составляют крупные животноводческие и крестьянско-фермерские хозяйства Беловского и Гурьевского районов. Кроме того, не последнюю роль в сворачивании подсобного хозяйств играют территориальная степенность традиционной скотоводческой практики, а также снижение качеств животноводческой продукции, производимой на частном подворье и заболеваемость скота (бруцеллёз и лейкоз) опять же из-за нарушения экологии. Да и устойчивых доходов скотоводство на сегодняшний день не приносит.

Ещё меньшее развитие в рамках личного подсобного хозяйства получило свиноводство и птицеводство. Свиноводство получает своё слабое развитие из-за экономической нецелеобразности и высокой затратности, а птицеводство ещё и из-за птичьего гриппа.

Ограниченное значение имеет и огородничество. Вся продукция с огорода ориентирована на внутреннее потребление.

Приведённые выше количественные характеристики экономической мощности личного подсобного хозяйства заставляют признать его крайне ограниченным по реальной значимости источником жизнеобеспечения, имеющим ярко выраженное вспомогательное значение.

Причинами же нарушения традиционного хозяйствования является не только техногенное загрязнение окружающей среды, но и то, как обеспечивает себя семья. Часть населения – телеуты работают на разрезах (254 чел.) или в угольной промышленности. Часть занимается предпринимательством. Имеют магазины 4 семьи, в каждой из них по 4 человека или торгуют у данных предпринимателей. 100 человек работают в КФХ «Бековское», эти телеуты позволяют себе держать животных, 200 заняты в разных сферах производства в г. Белово. 122 человека это неполные семьи с низким уровнем достатка, и в то же время в таких семьях употребляется алкоголь, и они пробавляются случайным заработком. 67 человек заняты в сферах образования и культуры. 50 человек на железной дороге. 421 человек это дети и пенсионеры.

Отсюда следует, что в системе этнос – окружающая среда в настоящее время существенно не влияет на характер формирующихся стратегий жизнеобеспечения телеутов. Социально-экономические факторы ориентируют постоянных рабочих мест и частное предпринимательство. Выясняется в ходе наблюдения, что именно данные формы экономической активности рассматриваются как наиболее эффективные значительной частью трудоспособного населения. Объективно эти сферы деятельности экономически более эффективны по сравнению с ориентацией на развитие личного и подсобного хозяйства, и по этому способствуют сворачиванию традиционной практики природопользования. Занятая на производстве (или самозанятая) часть населения вынужденно включается в структуру социально-экономических связей, не характерных для традиционной экономики, этот маленький народ – телеуты адаптируется к новым жизненным стандартам и в конечном итоге выходит за рамки этнических традиций в области жизнеобеспечения. В результате по характеру распространённых в настоящее время экономической активности телеутского населения, его система жизнеобеспечения далека от традиционной, а образ жизни в целом всё более приближается к урбанизированным формам, характерным для большинства промышленно развитых территорий. Это можно пронаблюдать не только на территорию Бековского поселения, но и в микрорайонах Черта, Канаш, Телеут, на Ильинке г. Новокузнецка. В упадок приходят п. Шанда и Улус в связи со старением населения.

Страницы: 1 2 3

Популярные материалы:

Историко-культурные ресурсы
Обширная территория Ямало-Ненецкого автономного округа является хранителем богатейшего культурного наследия, которое представлено всем типовым разнообразием памятников истории, археологии и этнографии. В «Археологической карте Ямало-Ненец ...

Общие сведения о святках
Никогда русская семейная жизнь не живет в таком раздолье, как на святках. Здесь все возрасты принимают участие в веселости, особенно женский пол. Молодые люди среди игр и веселий выбирают для себя суженых; старики рассказывают про старину ...

Обряд "Вязания колодки", бытовавший в станицах верхней кубани
Старинный славянский многодневный праздник проводов зимы и встречи весны – Масленица – единственный крупный дохристианский праздник, который не получил нового истолкования и не был приурочен к христианскому календарю[1]. Приходилась Масл ...