Алексеевская ярмарка во всем Вельском уезде первая и лучшая

Материалы » Купечество Верховажья » Алексеевская ярмарка во всем Вельском уезде первая и лучшая

Страница 1

Алексеевская ярмарка в Верховажье славилась на четыре губернии. Так оно и было. С 12 по 22 марта в Верховажь съезжались купцы с Вологодской, Архангельской, Костромской, Ярославской губерний и вели оживленный торг. Бывали, впрочем, купцы и из других мест.

С середины XIX века Верховажье входило в состав Вельского уезда. Но играло в нем примерно ту же роль, которую сейчас Чреповец играет в Вологодской области. То есть, Вельск тогда был административным центром уезда. А главным торгово-купеческим центром было Верховажье.

Так уж исторически сложилось, что самые зажиточные и крепкие купцы уезда жили в Верховажье. Давыдовы и Нератовы, Пестеревы и Персиковы, Юренские и Цуваревы – эти купеческие фамилии и династии потратили немало сил и средств на развитие Верховажского посада. Их интересы простирались далеко за пределы уезда. Казалось бы и жить там могли. Ан нет: детей своих растили и воспитывали в родном Верховажье.

Так вели себя и другие купцы. Вели торговую деятельность с Московй и Петербургом, Ярославлем и Пермью, Соликамском и Архангельском. Имели там магазины и дома. Но значительную часть времени проводили в Верховажском посаде. Ценили и любили родную землю. Потому, наверное, и вкладывали столько усилий в проведение Алексеевской ярмарки, созывали сюда своих торговых партнеров из дальних земель и городов.

Вто что писал в 1860 году в своих заметках «посад Верховажье» П.Воронов: «Алексеевская ярмарка во всем Вельском уезде первая и лучшая. На нее, кроме уездных купцов и крестьян, приезжают купцы вологодские и галичские, купцы и крестьяне тотемские и кадниковские, сплошь заполняя всю торговую площадь, составляют численность не менее 12 тысяч человек и ведут торг».

Ныне многие верховажане очень неверно воспринимают бывшую Алексеевску ярмарку. В представдении многих это что-то похожее на нынешний верховажский рынок, только размерами побольше. Собрались десятки и сотни купцов, понаставили палаток и предлагают местным крестьянам и обывателям свои товары.

Это не так. Вернее не совсем так. Ярмарки в те годы были не только местом розничной торговли. В значительной степени это были оптовые ярмарки. Купцы из разных мест, городов и сел собирались, чтобы купить друг у друга крупные оптовые партии товаров. Это сейчас в городах существуют оптовые торговые предприятия, оптовые базы. Век с лишним назад они только-только зарождались. Их функции брали на себя ярмарки.

Верховажскому краю и верховажским купцам было что предложить на Алексеевской ярмарке. Традиционные для Верховажья льноволокно, льняное масло, рожь, древесина и изделия из нее. А кроме того, была продукция многочисленных маслоделен, кожевенного завода, появившегося в начале XX века спичечной фабрики, работавшей с 80-х годов XIX века бумажной фабрики. Была знаменитая сомовская посуда, расходившаяся по всем окрестным уездам и губерниям.

Ну, а наши и заезжие купцы привозили сюда промышленные товары из крупных городов, ткани и сладости, многое другое. Газета «Вологодские губернские ведомости» писал в XIX веке об этом так: «В посаде бывает ежегодно в половине марта Алексеевская ярмарка. Она продолжается от 5 до 7 дней, на нее съезжаются купцы из Ярославля, Вологды, Галича, Костромы, Великого Устюга, с шерстяными и другими изделиями».

По свидетельствам очевидцев, в дни ярмарки на ней работало около полутора сотен лавок и балаганов. Торговлю вели больше десятка верховажских купцов, да до сотни заезжих. А приплюсуйте сюда тысячи прибывших в Верховажье покупателей из деревень большого Вельского уезда! Всю эту армию надо было разместить, обогреть, накормить, напоить.

Тягостным для жителей Верховажья это не было. Наоборот – ярмарочные дни приносили хороший доход не только купцам, но и обычным жителям посада. В их избы бывало, набивалось по два десятка гостей. На столе беспрерывно попыхивал паром большой самовар, стояли сахар и калачи.

Хлопотно, конечно, было в эти дни. Но зато отшумит-отгремит Алексеевская ярмарка, и в каждом Верховажском доме подсчитывали барыши за дни ярмарочного постоя. Деньги в те времена были вещью достаточно редкой. Это купцы их имели. Так что ярмарка для простого люда Верховажья и окрестных деревень давала неплохую возможность заработать. Чем люди и пользовались!

Преобразование Вельского посада в город Вельск, в центр уезда, отрицательно сказалось на дальнейшем развитии посада Верховажье. По существу один этим актом уже была предрешена его судьба, его будущее. Становление г.Вельска как уездного центра выдвинуло его на передний край широкого развития. Вельск быстро опередил посад Верховажье и по числу населения, домов, развитию промыслов, ремесел, в гору пошла и торговля. Посад Верховажье стал постепенно терять былую славу как торгового центра на севере европейской части России. Многие купцы первой и второй гильдии, которые определяли ведущую роль в торговле уехали на постоянное место жительства в города и перестали иметь торговую связь с посадом, а некоторые из них прекратили торговлю по старости и болезни. Однако, в последней четверти XIX – начале XX веков новое поколение верховажских купцов продолжило традиции купеческих династий, построило ряд новых заводов по производству промышленной продукции и переработке продуктов сельского хозяйства, вело торговлю в посаде и рынках Архангельска, Вологда, Москвы. Верховажские купцы через торговлю удовлетворяли потребности посадского населения и крестьянского хозяйства в продуктах питания, одежде, обуви, сельхозинвентаре и других необходимых вещах, тем самым, оказывая содействие развитию посада и крестьянских хозяйств.

Страницы: 1 2

Популярные материалы:

Празднование Ивана Купала до крещения Руси
Историческая особенность формирования славянского этноса, из многих первобытных общин, определила особое видение взаимоотношений человека и природы. Природные явления требовали объяснений, которые в свою очередь сформировали богатый панте ...

Рукобитье
"Свадьба слезами красна!" (Заонежская поговорка) Через несколько дней после условки следовал второй этап сватовства, который назывался в Заонежье по-разному: рукобитье (Шуньга), приказ (Толвуя, Кузаранда), просватовство (по-зао ...

Примордиализм
В последние годы развернулась активная дискуссия по одной из важнейших проблем этнологической науки - проблеме этнической идентичности. Особую остроту приобрел вопрос о характере этничности: является ли она «примордиальной» по своей приро ...