Атаманы Кубанского казачьего войска

Материалы » Атаманы Кубанского казачьего войска

Страница 2

Четвертым атаманом линейцев стал начальник центра Кавказской линии генерал-майор князь Г.Р. Эристов. В должность он не вступил, так как здоровье его было подорвано, и вскоре уехал в Тифлис.

Последним атаманов войска стал Н.А. Рудзевич

. Рудзевич был отмечен многими наградами, участвовал в русско-турецкой и Кавказской войнах, в пленении Шамиля. Историки считают наиболее плодотворной его миротворческую деятельность. Атаман Рудзевич добился роспуска по домам с кордонной линии резервных казачьих батальонов, что позволили казакам заняться своим хозяйством. Он оказывал материальную помощь поселенцам новых станиц, по его ходатайству срок действительной казачьей службы был сокращен с 25 до 15 лет. Среди казачьего населения Рудзевич Н.А. имел большую популярность.

Обращаясь к истории заселения Черноморского побережья Кавказа, мы узнаем, что 10 марта 1866г. как самостоятельная единица в составе Российского государства был учрежден Черноморский округ. Заселение этого района осуществлялось за счет казаков-ветеранов, прослуживших не менее 20 лет и принимавших активное участие в боевых действиях. Так сформировался Шапсугский береговой батальон. Казаки батальона были расселены в двенадцати прибрежных станицах: Геленджике, Адербиевке, Пшадской, Небугской, Вельяминовской, Георгиевской.

Фактически это была ссылка. Казакам выдали пособие на обзаведение хозяйством, казенный паек, освободили от воинской повинности и наделили землей "по двадцати десятин на каждую мужскую душу ."

В Геленджик и районы переселилось несколько сотен казаков с семьями. Правительство рассчитывало превратить переселенцев в надежный оплот, укрепить охрану границ и обороноспособность Закубанья и Черноморского побережья.

Жители новых поселений оказались не готовы к работе в условиях местного климата, часто случались неурожаи. Трудности сообщения и отсутствие квалифицированной медицинской помощи приводили к высокой смертности. Переселенцы болели лихорадкой, цингой, водянкой, дизентерией.

Помимо потерь от болезней, казаки гибли в схватках с горцами. Несмотря на освобождение от строевой службы, они должны были охранять свои поселения.

Это была странная и жестокая война - без постоянного врага, без правил, без линии фронта, без жалости к противнику. В стычках и перестрелках погибали люди, угонялись скот и пленные.

В ответ на это и казаки поступали так же: жгли аулы, угоняли скот.

Летописец Кубанского полка так писал о жизни казаков: " . кубанские казаки в течение 70 лет выносили жизнь, исполненную постоянных тревог, убийств и грабежей со стороны неприятеля и не падали духом, но всегда отличались бодростью и неустрашимостью".

В 1860г. по проекту командующего Кавказской армии князя А.И. Барятинского вместо Черноморского и Кавказского линейного казачьих войск были образованы два новых - Кубанское с центром в Екатеринодаре и Терское с центром во Владикавказе. К Кубанскому войску вместе с Черноморией отошли и бригады Кавказского линейного войска. Должность начальника области совмещалась с должностью наказного атамана. Обычно наказной атаман проживал в Екатеринодаре.

Первым атаманом Кубанского казачьего войска стал в 1860г. командующий войсками Кубанской области генерал-адъютант граф Н.И. Евдокимов. В 1861г. он передал атаманскую булаву генерал-майору Н.А. Иванову, который занимался организацией управления нового войска.

23 августа 1862г. в должности наказного атамана был утвержден генерал - адъютант Ф.Н. Сумароков-Эльстон. При нем велось заселение казаками предгорий Западного Кавказа, обернувшееся для жителей новых станиц бедами и лишениями.

В Кубанскую область после окончания войны в 1864 г. хлынул поток иногородних переселенцев. Вместе с тем Сумароков-Эльстон способствовал развитию просвещения, торговли и промышленности в крае.

Страницы: 1 2 3 4 5

Популярные материалы:

Основные цели Индуизма
Священные книги индуизма указывают четыре цели, к достижению которых должна быть направлена жизнь человека. Это артха – богатство и власть; и кама – наслаждение и удовлетворение желаний, прежде всего любовных. Артха и кама являются законн ...

Вода – очищающее начало
В основе всех обрядов купальской ночи лежит почитание воды и солнца. Иванов день заполнен ритуалами, связанными с водой, оттого он и называется чистоплотным. На заре этого дня принято купаться, такому купанию приписывается целебная сила ...

Современная Индия
Будучи многонациональным и многорелигиозным государством, после обретения независимости Индия переживает распри и противостояния на религиозной и социальной почве в разных частях страны. Тем не менее, Индия оказалась способна поддерживать ...