Виды инструментальной музыки долган

Страница 3

По сравнению с хамысом-баргааном долганский бубень - дунгур описан с иллюстрирующими фотографиями. В "Историко-этнографическом атласе Сибири" под редакцией Левина М.Г. и Потаповой Л.П., есть статьи с иллюстрациями бубена-дунгурэ. Там говорится о том, что данный инструмент был атрибутом шамана, которого традиционно было запрещено использовать в повседневной жизни. Бубен дунгур имеет продолговатую овальную форму без "рогов". Крестовину быарык обычно делают из дерева, колотушку - былаайах - тоже из дерева и обтягивают кожей. Здесь можно прибавить, что "верхняя часть мембраны широкая, а нижняя - суженная и вытянутая.

Обечайка куойа тоже широкая (более 12 см.), и обычно сделана из лиственницы. На неё накладывают 5-7-9 резанаторных "рогов" муос, часть которых была из оленьих коленных костей задних конечностей таба холуоба, а часть из гниющего дерева эмэх масс. Такое сочетание практиковалось для обеспечения легковесности бубна дунгур, а также для его акустической звучности. Всё это обтягивалось оленьими сухожильными нитями по окружности обечайки куойа и покрывалось обработанной под замшу шкурой сарыы 5-6-летнего оленя-самца. Шкура сарыы приклеивалась к обечайке куойа клеем из шкуры щуки сордон или налима сыалыьар. Для этого внешняя сторона обечайки куойа со всеми приспособлениями, а также край внутренней стороны намазывались клеем из вскипяченных рыбьих шкур. Край шкуры сарыы стягивался вокруг обечайки куойа ближе к крестовине быарык" (1. с.133).

Как описывает М.А. Анисимова, на внутренней стороне бубна от края обечайки с четырех сторон прикреплялись кольца-петли, на которые натягивались плетенные из сухожилий оленя толстые веревки, такие же, как и для кутуруксута - помощника. "В середине помещалась деревянная деревянная крестовина из корневого утолщения березы, которая отличалась особой прочностью. Края крестовины с четырех сторон закреплялись кольцами-петлями. Былаайах же была сделана из зимних оленьих рогов, покрытых мехом. Погремушки тиэрбэстэр в виде многочисленных металлических располагаются вокруг обечайки куойа под стянутой кожей мембраны" (6).

"Изучение долганского хамыса-баргаана и бубна-дунгур, думается, может внести весомый вклад в познание этногенеза народов Сибири, если к этому вопросу подойти с исключительно подробными знаниями о бытовании этих инструментов в каждой родовой группе долган без восприятия их как единого народа" (1. c.138).

Страницы: 1 2 3 

Популярные материалы:

Освоение казаками терского левобережья в XVII-XIX вв.[2]
До появления российской государственности Притеречье уже было отчасти освоено ногайцами и казаками. Последние были представлены двумя группами: терскими низовыми (обитали в устье Терека) и гребенскими. Первые фактически исчезли с этнокарт ...

Народонаселение и социальные изменения
Мы уже знаем, что народонаселение и общество тесно переплетены. И самое главное, от роста населения может зависеть само выживание человечества. Но какое воздействие он оказывает на функционирование общества? Мы уже обсудили один аспект на ...

Минеральные ресурсы - Калининградская область
Основные природные ресурсы области: торф, каменная соль, бурый уголь, сырьевая база для промышленности строительных материалов (глина, нерудные строительные материалы, минеральные воды и лечебные грязи). Потребности внутреннего рынка в п ...