Виды инструментальной музыки долган

Страница 2

Восточный тип бубна проходит обряд "оживления" и ассоциируется с ритуальным животным (оленем или конем) - помощником шамана. Для западного варианта центральносибирского бубна характерны рисунки на его поверхности и осознание его в качестве символа Вселенной. Он известен в западных и южных группах эвенков, у долган, но типичным он является для самодийских этносов: нганасан, ненцев и энцев" (3. c.79).

"Среди знатоков и исполнителей Долг.М. следует отметить И.А. Еремина, И.А. Антонова, Н.Д. Большакова, Ф.С. Сахатина, Н.П. Христофорова, А.А. Аксенова, И.А. Чуприна, В.А. Жаркову, А.С. Киргизову, Огдо Аксенову" (6. c.86).

Все выше перечисленные фоноинструменты и музыкальные инструменты, в кратком определении присутствуют в работе Шейкин Ю.И. "Музыкальная культура народов Северной Азии", изданной в 1996г. А в изданной монографии - докторской диссертации Алексеевой Г.Г. "Народно-песенное творчество в системе традиционной культуры долган", есть более подробное описание основных музыкальных инструментов долган. Например, в её работе приведены и ярко охарактеризованы бубен - дунур и хамыс-баргаан.

По воспоминаниям информантов, долганский хамыс представляет собой дугообразную форму варгана, длина корпуса и язычка которого зависит от ширины рта, толщины губ, от размеров и строения зубов, длины пальцев играющего человека. Поэтому его изготовление мастером-кузнецом традиционным способом ковки было сугубо индивидуальным. В целом он имеет длину 6-8 см., а вместе с загнутым язычком, заканчивающимся небольшим шариком, 9-10 см.

"По описанию К.Н. Укусникова, родившегося в с. Попигае, хамыс, который он видел в детстве и играл на нём, … был маленького размера, с мягким вибрирующим ровным язычком. Единственным отличием от описанного предыдущими информантами было то, что кончик язычка был просто закручен и имел шарика" (1. с.128)

Звучание долганского хамыса совпадает с низким регистром пения в малой октаве в вибрирующем и тремолирующем стиле пения дьигиьитэн ыллааьын и в манере бэйэ куолаьынан ыллааьын - пение в звонкой фонации. Поэтому игра на нем воспринимается как пение хорошего певца. Произношение текста, как при игре на хамысе, так и при пении, для исполнителя не имело столь большого значения. Главным для него было передать свое внутреннее состояние через напеваемый или воспроизводимый на инструменте напев только с одним ключевым, знаковым словом, понятным только подготовленному слушателю.

Таким образом, весь смысл текста как бы вкладывался в характер звучания напева. Таким пением, игрой на хамысе, каждая долганка как бы "высвобождает" накопившиеся в душе эмоциональные чувства. В общем, игра на хамысе-баргаане всегда занимала важное место в повседневной жизни долган, хотя активность его видна не сразу. Главным достоинством инструмента является его способность передать внутренний мир человека. Это происходит благодаря схожести тембра звучания инструмента с долганским пением в низком регистре в традиционном стиле пения дьигиьитэн ыллааьын и в манере бэйэ куолаьынан ыллааьын.

Страницы: 1 2 3

Популярные материалы:

Населенные пункты Кузбасса получившие статус города после 1917г
Кемерово - административный центр Кемеровской области. Город расположен в среднем течении реки Томи, в Кузнецкой котловине. В его составе 5 районов -Центральный, Ленинский, Заводский, Кировский, Рудничный — и 5 рабочих поселков. Кемерово ...

Комплекс зданий больницы
Важным событием в жизни поселка стал пуск в эксплуатацию в 1955 году комплекса зданий участковой больницы: амбулатория, два корпуса стационара, котельная, кухня, прачечная, мертвецкая. Больница обслуживала население десятков населенных пу ...

Хозяйственная жизнь Ачинского острога
Первыми жителями Ачинского острога 1641 г. были его строители. Среди них были те, которых в Сибири XVII в. называли «литва», имея в виду украинцев, белорусов, литовцев, поляков. Среди первых его «годовалыциков» можно отметить такие явно у ...