Виды инструментальной музыки долган
Восточный тип бубна проходит обряд "оживления" и ассоциируется с ритуальным животным (оленем или конем) - помощником шамана. Для западного варианта центральносибирского бубна характерны рисунки на его поверхности и осознание его в качестве символа Вселенной. Он известен в западных и южных группах эвенков, у долган, но типичным он является для самодийских этносов: нганасан, ненцев и энцев" (3. c.79).
"Среди знатоков и исполнителей Долг.М. следует отметить И.А. Еремина, И.А. Антонова, Н.Д. Большакова, Ф.С. Сахатина, Н.П. Христофорова, А.А. Аксенова, И.А. Чуприна, В.А. Жаркову, А.С. Киргизову, Огдо Аксенову" (6. c.86).
Все выше перечисленные фоноинструменты и музыкальные инструменты, в кратком определении присутствуют в работе Шейкин Ю.И. "Музыкальная культура народов Северной Азии", изданной в 1996г. А в изданной монографии - докторской диссертации Алексеевой Г.Г. "Народно-песенное творчество в системе традиционной культуры долган", есть более подробное описание основных музыкальных инструментов долган. Например, в её работе приведены и ярко охарактеризованы бубен - дунур и хамыс-баргаан.
По воспоминаниям информантов, долганский хамыс представляет собой дугообразную форму варгана, длина корпуса и язычка которого зависит от ширины рта, толщины губ, от размеров и строения зубов, длины пальцев играющего человека. Поэтому его изготовление мастером-кузнецом традиционным способом ковки было сугубо индивидуальным. В целом он имеет длину 6-8 см., а вместе с загнутым язычком, заканчивающимся небольшим шариком, 9-10 см.
"По описанию К.Н. Укусникова, родившегося в с. Попигае, хамыс, который он видел в детстве и играл на нём, … был маленького размера, с мягким вибрирующим ровным язычком. Единственным отличием от описанного предыдущими информантами было то, что кончик язычка был просто закручен и имел шарика" (1. с.128)
Звучание долганского хамыса совпадает с низким регистром пения в малой октаве в вибрирующем и тремолирующем стиле пения дьигиьитэн ыллааьын и в манере бэйэ куолаьынан ыллааьын - пение в звонкой фонации. Поэтому игра на нем воспринимается как пение хорошего певца. Произношение текста, как при игре на хамысе, так и при пении, для исполнителя не имело столь большого значения. Главным для него было передать свое внутреннее состояние через напеваемый или воспроизводимый на инструменте напев только с одним ключевым, знаковым словом, понятным только подготовленному слушателю.
Таким образом, весь смысл текста как бы вкладывался в характер звучания напева. Таким пением, игрой на хамысе, каждая долганка как бы "высвобождает" накопившиеся в душе эмоциональные чувства. В общем, игра на хамысе-баргаане всегда занимала важное место в повседневной жизни долган, хотя активность его видна не сразу. Главным достоинством инструмента является его способность передать внутренний мир человека. Это происходит благодаря схожести тембра звучания инструмента с долганским пением в низком регистре в традиционном стиле пения дьигиьитэн ыллааьын и в манере бэйэ куолаьынан ыллааьын.
Популярные материалы:
Религиозная характеристика
Несмотря на то, что ислам с 1928 перестал числиться государственной религией, 99% населения считают себя мусульманами. В богослужении арабский язык частично заменен турецким. Законом запрещено ношение религиозной одежды, за исключением од ...
1800 - 1870 года
Самара росла и к 1820 г. население составляло 5179 человек, 784 жилых двора. В 1820 году в Самаре было построено первое каменное жилое здание. Но уже к 1830 году в Самаре было 20 каменных домов.
В 1839 г. в Самаре насчитывалось 10530 жит ...
Культура и религия. Эллинское влияние
В среде скифской знати выделялись два лагеря: приверженцев греческой культуры и ревнителей обычаев предков. У Геродота есть история о царе скифов Скиле, сыне гречанки. Он был любителем всего греческого, носил эллинскую одежду, живал в Оль ...