Виды инструментальной музыки долган

Страница 2

Восточный тип бубна проходит обряд "оживления" и ассоциируется с ритуальным животным (оленем или конем) - помощником шамана. Для западного варианта центральносибирского бубна характерны рисунки на его поверхности и осознание его в качестве символа Вселенной. Он известен в западных и южных группах эвенков, у долган, но типичным он является для самодийских этносов: нганасан, ненцев и энцев" (3. c.79).

"Среди знатоков и исполнителей Долг.М. следует отметить И.А. Еремина, И.А. Антонова, Н.Д. Большакова, Ф.С. Сахатина, Н.П. Христофорова, А.А. Аксенова, И.А. Чуприна, В.А. Жаркову, А.С. Киргизову, Огдо Аксенову" (6. c.86).

Все выше перечисленные фоноинструменты и музыкальные инструменты, в кратком определении присутствуют в работе Шейкин Ю.И. "Музыкальная культура народов Северной Азии", изданной в 1996г. А в изданной монографии - докторской диссертации Алексеевой Г.Г. "Народно-песенное творчество в системе традиционной культуры долган", есть более подробное описание основных музыкальных инструментов долган. Например, в её работе приведены и ярко охарактеризованы бубен - дунур и хамыс-баргаан.

По воспоминаниям информантов, долганский хамыс представляет собой дугообразную форму варгана, длина корпуса и язычка которого зависит от ширины рта, толщины губ, от размеров и строения зубов, длины пальцев играющего человека. Поэтому его изготовление мастером-кузнецом традиционным способом ковки было сугубо индивидуальным. В целом он имеет длину 6-8 см., а вместе с загнутым язычком, заканчивающимся небольшим шариком, 9-10 см.

"По описанию К.Н. Укусникова, родившегося в с. Попигае, хамыс, который он видел в детстве и играл на нём, … был маленького размера, с мягким вибрирующим ровным язычком. Единственным отличием от описанного предыдущими информантами было то, что кончик язычка был просто закручен и имел шарика" (1. с.128)

Звучание долганского хамыса совпадает с низким регистром пения в малой октаве в вибрирующем и тремолирующем стиле пения дьигиьитэн ыллааьын и в манере бэйэ куолаьынан ыллааьын - пение в звонкой фонации. Поэтому игра на нем воспринимается как пение хорошего певца. Произношение текста, как при игре на хамысе, так и при пении, для исполнителя не имело столь большого значения. Главным для него было передать свое внутреннее состояние через напеваемый или воспроизводимый на инструменте напев только с одним ключевым, знаковым словом, понятным только подготовленному слушателю.

Таким образом, весь смысл текста как бы вкладывался в характер звучания напева. Таким пением, игрой на хамысе, каждая долганка как бы "высвобождает" накопившиеся в душе эмоциональные чувства. В общем, игра на хамысе-баргаане всегда занимала важное место в повседневной жизни долган, хотя активность его видна не сразу. Главным достоинством инструмента является его способность передать внутренний мир человека. Это происходит благодаря схожести тембра звучания инструмента с долганским пением в низком регистре в традиционном стиле пения дьигиьитэн ыллааьын и в манере бэйэ куолаьынан ыллааьын.

Страницы: 1 2 3

Популярные материалы:

Социально-экономические отношения в сельском хозяйстве
На территории Бековского сельского поселения сложная этносоциальная ситуация сложилась из-за нерегулируемости взаимоотношений различных групп землепользователей. На территории из некогда стабильно работающего колхоза образовались крестьян ...

Хозяйство русских поселенцев в Причулымье
До начала 1890-х гг. переселенцы приселялись преимущественно к старожилам, однако это не вело к какому-либо перераспределению земельных угодий. Они старались сразу же завести собственную пашню и разрабатывали целину. Тем более так обстоял ...

Московское метро
Первая трасса метро, открытая для пассажиров 15 мая 1935 года, Кировско-Фрунзенский радиус, пролегла от станции “Сокольники” до станции “Парк культуры”. Протяженность линий с учетом ответвления до Смоленской площади составляла 11,6 км. По ...