Виды инструментальной музыки долган

Страница 1

"

В отечественной этноорганолии инструменты классифицируются по системе Э. Хорнбостеля и К. Закса. В её основе лежат два критерия - что выступает источником звука и каковы способы звукоизвлечения. Поэтому по первому принципу все инструменты делятся на следующие группы: самозвучащие, духовые, струнные и мембранные" (5. c.259).

К самозвучащим относятся ударные, щипковые, фрикционные и воздушные инструменты. К этой группе из долганской инструментальной музыки можно отнести хомус-баргаан, так как данный вид представляет с собой щипкового типа инструмента. Далее, к духовой группе относятся свистковые, язычковые и мундштучные типы инструментов. Долганские иьиирэр - свисток из тальника или шалмей из гусиного пера, аланга (ох) - лук, который может использоваться как музыкальная игрушка и тимэк - вихревой аэрофон, входят в состав вышеупомянутой группы. К струнным относятся щипковые, фрикционные, ударные и из долганских инструментов к ним можно присоединить некоторые фоноинструменты. Мембранная группа имеет ударных и фрикционных типов и в инструментальной музыке долган, бубен дунгур более подходит к данной группе, так как по способу звукоизвлечения относится к ударным.

Звуковые инструменты, то есть "фоноинструменты долган также отражают особенности хозяйственного уклада, обрядовые традиции и специфику музыкально-художественной избирательности. Хозяйственные и обрядовые фоноинструменты составляют большую часть: каангалда - ботало на рогах оленя (изготавливали из деревянной пластины или жестяной банки); купулаан - ботало-колокол на шее упряжного оленя, отпугивающий волка; кобо - шаровые погремушки-бубенчики, используемые в оленеводстве, на праздничной одежде детей и женщин, в шаманском облачении (уостаак кобо - трубоконусные подвески, каагыр кобо - металлические шары на оленях); чуораан - колокольчики на детской колыбели и одежде; тингкинэс или кингкилээн - звуковые украшения-подвески на одежде; кыыьаан - шаманские подвески-погремушки, символизирующие кости и перья шамана; ситим - шаманский ремень с тремя колокольчиками, за который шаман держится во время камлания; дунгур - бубен шамана якутского типа. Музыкальные инструменты и звуковые игрушки составляют единую группу и слабо-дифференцированы: баргаан - дуговой варган; унгуох баргаан - пластинчатый костяной варган; иьиирэр - а) свисток из тальника, б) шалмей из гусиного пера (оба могут употребляться и как охотничьи манки); аланга (ох) - лук, который может использоваться как музыкальная игрушка и тимэк - "пуговица", употребляемая в качестве вихревого аэрофона (4. c.86).

"Дуговой варган имеет форму изогнутого стержня, на котором закреплен язычок-вибратор. Дуговой варган изготавливается только из металла и имеет в Сибири два структурных варианта" (3. c.130). У народа саха и долган, бубен, как указано выше, называется дунгурем. Такой вид бубна относится к центральносибирскому типу. Данный тип "начал формироваться в обрядовой практике тунгусов (эвенков и эвенов) и приобрел окончательную форму под влиянием самодийцев и Саха. Он может быть представлен двумя типами - восточным и западным.

Страницы: 1 2 3

Популярные материалы:

История клуба серфинга
Виндсерфинг появился в нашем городе в конце 90-х годов, в лице одного человека, который на протяжении нескольких лет самостоятельно катался и не без труда научил этому занятию своего 12-ти летнего сына, который сейчас является одним из лу ...

Концепция этногенеза Л.И. Гумилева
этнос расообразование этногенез гумилев Несмотря на многократные попытки ученых объяснить процессы этногенеза, антропогенеза и расогенеза, все же существующие концепции носят преимущественно частный характер. До настоящего времени в этно ...

Авторская программа по сохранению и развитию празднично-обрядовой культуры алтайского этноса
Паспорт социально-культурной программы "Эхо Алтая" по сохранению и развитию празднично-обрядовой культуры алтайского этноса. Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет ...