Появление христианства на Белоруской земле. Христианский характер формирования белорусской народности

Материалы » Становление белорусской нации как самостоятельного народа в Европе » Появление христианства на Белоруской земле. Христианский характер формирования белорусской народности

Страница 2

Высокого уровня в IX-ХШ вв. на белорусских землях достигло также изобразительное искусство. Основными его жанрами в этот период были монументальная живопись (фреска, мозаика), иконопись и книжная миниатюра. Мозаика украшала стены и полы Верхнего замка и Спасо-Ефросиньевского монастыря в Полоцке, Нижней церкви в Гродно. Фресковые росписи обнаружены в Полоцкой Софии и в Спасо-Ефросиньевской церкви в Полоцке. Иконы писались под влиянием византийского искусства. Книжная миниатюра развивалась в тесной связи с перепиской книг. Примером художественного оформления книг того времени являлись украшения, использованные в Туровском евангелии [6,c.217].

Высокого уровня в этот период достигло и декоративно-прикладное искусство. Прекрасные произведения оставили древние мастера-ювелиры, которые работали в Гродно, Витебске, Полоцке, Новогрудке, Турове. В это время они освоили новую технику обработки цветных металлов: филигрань, гравирование, золочение, литье, гранение драгоценных камней и т.д. Среди высокохудожественных произведений ювелиров, которые дошли до нас, можно назвать золотое кольцо Полоцка, браслет из Минска и др. Но наиболее выдаюпщмся произведением ювелирного дела в Белоруссии того времени был крест, сделанный по заказу Ефросиньи Полоцкой ювелиром из Полоцка Лазарем Богшей в 1161 г. Крест был сделан из дерева, имел длину 51 см. был обложен золотыми и серебряными пластинами, украшенными драгоценными камнями, жемчугом и изображениями святых, выполненными в технике перегородчатой эмали.

Культура Беларуси внесла свой своеобразный вклад в развитие культуры Европы, так как она отличалась своими культурными особенностями, которые внесли большой вклад в культуру всей Европы.

Обширные археологические материалы позволяют судить о самобытной материальной культуре древних белорусских городов, мастера которых вписали яркие страницы в историю культуры средневековья [6,c.218].

Искусство восточнославянских народов развивалось в русле древнерусской культуры. Вместе с тем каждое княжество или земля в зависимости от местных исторических условий вносила свой вклад в развитие культуры, в которой выделялись локальные варианты, возникали местные школы архитектуры, пластики, прикладного искусства. Процесс создания местных очагов культуры усилился в XII-XIII вв. И в белорусских городах формировалась своеобразная культура. История архитектуры и искусства в настоящее время не может обойти такие выдающиеся памятники, как полоцкие храмы и фрески, неповторимую пластику Полоцка, Минска, Турова, Волковыска. Фрески Спасской церкви Евфросиньевского монастыря исследователи поставили в ряд уникальных произведений мирового искусства. Крест Евфросиньи Полоцкой, созданный Лазарем Богшей, -этапное произведение в искусстве XII в. Черты народного искусства, обогатившего искусство пластики XIII в., прослеживаются в замечательных образцах резьбы по камню, найденных при раскопках в Минске

В эпоху Киевской Руси наряду с начавшимся формированием единой восточно-славянской древнерусской народности в языке, в культуре, быте отдельных этнических групп сохранялись особенности. Киевская Русь является этапом этнической истории трех восточнославянских народов- русского, украинского и белорусского - в процессе их становления[6,c.214].

Особенности этнических групп (союзов племен) обусловливались разными их субстратами, разноэтничыми аборигенными племенами, на которые наслаивались славяне, расселяясь на просторах Восточной Европы. Славяне в процессе освоения территории Восточной Европы ассимилировали не только балтов, но и ряд других неславянских племен. На балтском субстрате возникли союзы племен - полоцкие и смоленские кривичи, дреговичи, радимичи - предки современных белорусов.

Страницы: 1 2 

Популярные материалы:

Быт чукчей
Основное жилище чукчей - разборный цилиндроконический шатер-яранга из оленьих шкур у тундровых, и моржовых - у приморских. Свод опирался на три шеста в центре. Внутри яранга разгораживалась пологами в виде больших глухих меховых мешков, р ...

Девичья баня
Как уже отмечалось, невесту водили в баню иногда накануне свадебного дня, но чаще всего утром в свадебный день. Баню обычно готовили девушки. Мыла невесту замужняя женщина, знавшая магические приемы. Также в банном обряде могла участвоват ...

Социально-политическое развитие низовий терека XVIII-XIX веках
В ХVIII - ХIХ веках произошли серьезные изменения во взаимоотношениях государства и казачьих групп на Тереке. Если ранее Москва обращалась к казакам с просьбами о "вспоможении", а они "учиняли меж себя совет", то есть ...