Появление христианства на Белоруской земле. Христианский характер формирования белорусской народности

Материалы » Становление белорусской нации как самостоятельного народа в Европе » Появление христианства на Белоруской земле. Христианский характер формирования белорусской народности

Страница 2

Высокого уровня в IX-ХШ вв. на белорусских землях достигло также изобразительное искусство. Основными его жанрами в этот период были монументальная живопись (фреска, мозаика), иконопись и книжная миниатюра. Мозаика украшала стены и полы Верхнего замка и Спасо-Ефросиньевского монастыря в Полоцке, Нижней церкви в Гродно. Фресковые росписи обнаружены в Полоцкой Софии и в Спасо-Ефросиньевской церкви в Полоцке. Иконы писались под влиянием византийского искусства. Книжная миниатюра развивалась в тесной связи с перепиской книг. Примером художественного оформления книг того времени являлись украшения, использованные в Туровском евангелии [6,c.217].

Высокого уровня в этот период достигло и декоративно-прикладное искусство. Прекрасные произведения оставили древние мастера-ювелиры, которые работали в Гродно, Витебске, Полоцке, Новогрудке, Турове. В это время они освоили новую технику обработки цветных металлов: филигрань, гравирование, золочение, литье, гранение драгоценных камней и т.д. Среди высокохудожественных произведений ювелиров, которые дошли до нас, можно назвать золотое кольцо Полоцка, браслет из Минска и др. Но наиболее выдаюпщмся произведением ювелирного дела в Белоруссии того времени был крест, сделанный по заказу Ефросиньи Полоцкой ювелиром из Полоцка Лазарем Богшей в 1161 г. Крест был сделан из дерева, имел длину 51 см. был обложен золотыми и серебряными пластинами, украшенными драгоценными камнями, жемчугом и изображениями святых, выполненными в технике перегородчатой эмали.

Культура Беларуси внесла свой своеобразный вклад в развитие культуры Европы, так как она отличалась своими культурными особенностями, которые внесли большой вклад в культуру всей Европы.

Обширные археологические материалы позволяют судить о самобытной материальной культуре древних белорусских городов, мастера которых вписали яркие страницы в историю культуры средневековья [6,c.218].

Искусство восточнославянских народов развивалось в русле древнерусской культуры. Вместе с тем каждое княжество или земля в зависимости от местных исторических условий вносила свой вклад в развитие культуры, в которой выделялись локальные варианты, возникали местные школы архитектуры, пластики, прикладного искусства. Процесс создания местных очагов культуры усилился в XII-XIII вв. И в белорусских городах формировалась своеобразная культура. История архитектуры и искусства в настоящее время не может обойти такие выдающиеся памятники, как полоцкие храмы и фрески, неповторимую пластику Полоцка, Минска, Турова, Волковыска. Фрески Спасской церкви Евфросиньевского монастыря исследователи поставили в ряд уникальных произведений мирового искусства. Крест Евфросиньи Полоцкой, созданный Лазарем Богшей, -этапное произведение в искусстве XII в. Черты народного искусства, обогатившего искусство пластики XIII в., прослеживаются в замечательных образцах резьбы по камню, найденных при раскопках в Минске

В эпоху Киевской Руси наряду с начавшимся формированием единой восточно-славянской древнерусской народности в языке, в культуре, быте отдельных этнических групп сохранялись особенности. Киевская Русь является этапом этнической истории трех восточнославянских народов- русского, украинского и белорусского - в процессе их становления[6,c.214].

Особенности этнических групп (союзов племен) обусловливались разными их субстратами, разноэтничыми аборигенными племенами, на которые наслаивались славяне, расселяясь на просторах Восточной Европы. Славяне в процессе освоения территории Восточной Европы ассимилировали не только балтов, но и ряд других неславянских племен. На балтском субстрате возникли союзы племен - полоцкие и смоленские кривичи, дреговичи, радимичи - предки современных белорусов.

Страницы: 1 2 

Популярные материалы:

Живая сила огня
По народным представлениям, в Иванов день солнце действует с особенной живительной и возбуждающей силой. Пламя костров символизировало июньское солнце. Сам по себе «ярилин огонь» призван был «помочь» солнцу одолеть верхушку неба, он озна ...

География Ирландии
Ирландия (ирл. Éire, англ. Ireland, лат. Hibernia) — островное государство в северной части Атлантического океана, находится на третьем по величине острове в Европе; это западный из двух крупнейших Британских островов. Расположен м ...

Огонь в погребальном обряде у народностей Дальнего Востока
Применение огня в погребальном обряде можно проследить у таких народов как нанайцы, нивхи, ульчи, солоны, коряки. Огонь в погребальном обряде нанайцев. У нанайцев имелось несколько способов погребения: наземные, в земле и (как исключени ...