Появление христианства на Белоруской земле. Христианский характер формирования белорусской народности

Материалы » Становление белорусской нации как самостоятельного народа в Европе » Появление христианства на Белоруской земле. Христианский характер формирования белорусской народности

Страница 1

белорусский народность христианство

Важной вехой в истории белоруской земли является принятие христианства, ставшего идеологической основой феодальной культуры и оказавшего влияние на всю средневековую культуру.

Новая религия далеко не сразу внедрилась в жизнь. «Крещение Руси», а вместе с ней и белорусских земель, состоявшееся в 988 г., практически означало лишь официальное провозглашение христианства господствующей религией и запрещение языческих культов. Даже чисто формальная христианизация населения встречала сильное сопротивление и растянулась на длительный период [6,c.214].

Оказавшись не в состоянии полностью искоренить древнеславянские верования и культы, оно вынуждено было приспособляться к народному языческому сознанию, ассимилировать эти культы, вбирать в себя их элементы. В результате архаические верования и обряды сохранились не только в виде непризнанных и гонимых церковью языческих обычаев, праздников, культов, но и продолжали существовать под внешней оболочкой официано-церковного культа. Например, преследовавшееся церковью «идолопоклонство» сохранилось в виде почитания икон, особенно «чудотворных».

Принятие христианства повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи. В монастырях велось летописание. Крупные церковные храмы типа Софийского собора становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости.

Принятие христианства способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры. Существенное значение имело то, что христианство принято было в его восточном, «православном» варианте, допускавшем в отличие от католичества богослужение на национальных языках. Это создавало благоприятные условия для развития письменности на родном языке. Развитие письменности на родном языке привело к тому, что русская церковь с самого начала не была монополистом в сфере грамотности и образования.

Одним из основных оригинальных жанров формирующейся в то время стало летописание. Летописи - это не просто памятники литературы или исторической мысли. Они являются крупнейшими памятниками всей духовной культуры средневекового общества. В них воплотился широкий круг представлений и понятий того времени, отразилось многообразие явлений общественной жизни [6,c.215].

Выдающимся писателем, проповедником, церковно-полити-ческим деятелем того времени, мастером ораторской прозы был Кирилл Туровский. Из его литературного наследия до нас дошло несколько дидактических проповедей - притчей, два канона и около тридцати молитв - исповедей. Эти произведения и сегодня не утратили ценности и являются оригинальными памятниками литературы.

Таким образом, воспринятое извне христианство, внедряясь в народные массы, существенно трансформировалось под влиянием местных традиционных верований и культов. В то же время и христианство оказывало воздействие на мировоззрение народных масс, подчиняя народное сознание господствующей феодальной идеологии, и всесторонне помогая развиваться культуре того времени.

Ярким свидетельством высокого уровня развития культуры Белоруссии в IX - XIII в. являются памятники архитектуры, которые строились вначале из дерева, а после принятия христианства - из камня и кирпича. Наиболее древним каменно-кирпичным сооружением на территории Белоруссии является Софийский собор в Полоцке, возведенный в середине XI в. В XII в. были построены Полоцкая Спасо-Ефросиньевская церковь, Бельчицкий монастырь, Витебская Благовещенская церковь, два храма в Гродно - Нижняя и Борисоглебская церкви. Необходимо отметить, что здания церквей в древности использовались не только для религиозных целей. Там проводились собрания горожан, на которых обсуждались наиболее важные дела, возведение князей на княжение. Церкви и монастыри использовались также как книгохранилища. При них переписывались книги и составлялись летописи. Из летописей известно, что в Полоцкой Софии на протяжении многих столетий имелась богатая библиотека, в которой, кроме церковных книг, были произведения античных авторов и летописи.

Страницы: 1 2

Популярные материалы:

Алексин
город тульский край Город в Тульской области. Расположен на северной части Срднеесской возвышенности в 60 км. К северо-западу от г. Тулы по обоим берегам р. Оки. С Алексином связано много имен оставивших след в истории Тульского края. Т ...

Календарные праздники и обряды на Руси; их связь с зимним и летним солнцеворотами; весенним и осенним равноденствием; с циклами сельскохозяйственных работ; с языческими и христианскими основами веры
Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в ...

Танцевальная культура эскимосов
Эскимосы – самые северные обитатели Земли. Их редкие и малочисленные ныне поселения узкой полосой растянулись от берингоморского побережья Чукотского полуострова вдоль прибрежной полосы Аляски и прилегающих к ней островов, по побережью и ...