История г. Парфеньева в период с 16в. по 1778 г.

Материалы » История села Парфеньево » История г. Парфеньева в период с 16в. по 1778 г.

Страница 3

Эта церковь являлась летней и известна с 1616 года по дозорным книгам Галичского уезда. Это была приходская церковь, и в 1653 г. к ней было приписано 120 дворов Парфеньева и близлежащих деревень. Церковь стояла вблизи торговой площади и в некоторых документах так и называлась «Ризположенская церковь в площади». Она стала «соборной», т.е. главной церковью Парфеньева. Помимо религиозных она выполняла торгово-посреднические функции. В подвалах храма хранились эталоны мер и весов, сохранные записки, залоги и т.д. В честь покровительницы торговли – Праскевы Пятницы, в церкви был построен придел. В честь этой мученицы церкви существовали на всех площадях торговых городов России. Позднее в Ризположенской церкви устроили придел в честь преподобного Макария Унженского. (33) Церковь имела свои земли и они служили постоянным яблоком раздора между духовенством и посадскими людьми. В документах Патриаршего приказа имеется большая переписка об этих спорах за землю.

На холме, на берегу ручья Течера стоит Рождественская церковь, на месте которой в начале 17 в. был монастырь, носивший название «Рождественский, что на ямах Черного Бору на реке Нее». Он стоял в заросшем лесом овраге, с ямами по сторонам, и, по мнению Д.Ф.Белорукова, «выглядел мрачно».(34). Монастырь был очень беден, не имел ни пахотной, ни сенокосной земли. Ему принадлежал лишь небольшой отрезок неплодородной земли. Монашеская братия существовала лишь за счет милостыни от добродетелей и погребения посадских людей. Монастырь был закрыт в 1725 г. после смерти последнего настоятеля иеромонаха Сафрония и был отдан под охрану притча соборной церкви. Монастырь был основан в царствование Михаила Федоровича. Вклады в монастырь делал и его сын, богобоязненный Алексей Михайлович, видевший в религии своего помощника. Видимо в честь этого царя в монастырской церкви был устроен престол Алексея – человека божия. Это был единственный монастырь на территории Парфеньевской осады и, конечно, духовенство, посадские люди, вотчинники и помещики старались его всячески поддерживать как центр духовной жизни всей округи. В 1717 г. они сообща здесь построили новую церковь на месте первоначальной, но обветшавшей, в которой нельзя было служить. Но из-за отсутствия средств открытие ее задержалось. В 1720 г. церковь была окончательно достроена и освящена. Сохранились документы, из которых узнали о существовании в церкви трех древних, почитаемых икон: Рождества Христова, Всех Скорбящих и Неувядаемый цвет. Судьба их так и осталась неизвестной. (35)

За Рождественской церковью стояли дома духовенства, где жили попы. Луга на левом берегу Неи назывались «пятинами», т.к. пятая часть скошенного с них сена шла священникам. Это были очень плодородные земли, из-за которых жители Парфеньева часто спорили о праве владения. Так, например, в1731 г. священник Ризположенской церкви Борис Семенов судился с посадскими людьми, захватившими церковную землю. Галичская провинциальная канцелярия подтвердила право церкви на землю. (36)

Внутри крепости стояла приказная изба, в которой жил и работал городовой приказчик, а позже воевода. В ней он разбирал споры между жителями, судил виновных. Первым известным управителем города был галичский дворянин А.И.Племянников. Для вызова жителей в приказной избе были рассыльщики, а для приведения в исполнение приказов воеводы-доводчики. Тут же в избе находился и подъячий – секретарь приказной избы. Воеводы в Парфеньев назначались, как правило, из отставных военных. Ими были: в 1686 г. – Д.Н.Загоскин, с 1690 по 1691 гг. – Перфильев, с 1691 по 1697 гг. – Черногубов, в 1698 г. – Катенин, в 1702 г. – Тимирязев, в 1708 г. – Белолюбский. Из ранних воевод известен С.Д.Апухтин, прапрадед Н.Д.Апухтиной, жены декабриста М.А.Фонвизина, служивший в Парфеньеве в 1617-1618 гг. (37)

Воеводы и члены их семей, а так же дворовые жили на подворье, которое находилось сначала в самой крепости, а позднее на посаде. Воеводское подворье выглядело следующим образом: были поставлены рядом две большие избы. Они соединялись широкими сенями с парадным входом. Нижний этаж занимали слуги, верхний – непосредственно воевода и его родственники. Там располагались столовая, спальни, горница. На дворе были конюшенный и каретный сараи, сарай для дров, баня, поварня для выгонки вина и пива. Все подворье было предусмотрительно огорожено высоким забором, постройки – украшены резьбой. Парадный вход отличался особо богатой отделкой, он поражал резьбой искусных мастеров всех, кто шел в воеводе. Часть приказной избы занимала канцелярия воеводы, где он работал в судейской комнате, рядом была комната для подъячего и его писцов. (38)

Исполнительной властью воеводы была штатная военная команда из 25 человек, возглавляемая офицером. В штате воеводы имелся и палач. Он проводил допросы с помощью пыток, а так же приводил в исполнение наказания. В северо-западном углу крепости стояла тюрьма, огороженная тыном, в которой содержались разбойники и тати. Отдельно стояла другая – «опальная» тюрьма. В ней содержались попавшие в опалу и сосланные из Москвы служивые люди. Заключенных называли «тюремными сидельцами». В праздники их выводили на посад под охраной, просить милостыню. Охранники назначались из числа посадских людей. В крепости стояли так же особые избы для хранения оружия, которое раздавалось в случае опасности. Здесь же хранились и запасы продовольствия. Отдельно стоял погреб с запасом пороха и со свинцовыми ядрами для пушек. Для обслуживания пушек в крепости имелись штатные пушкари. Им в качестве жалованья были подарены земли у слобод Ложково и Савино.

Страницы: 1 2 3 4

Популярные материалы:

Изделия из металла
Калмыки издавна занимались изготовлением изделий из металла: оружия - копий, дротиков, сабель, наконечников стрел, а также всевозможных украшений для поясов, седел, уздечек. Среди калмыков были искусные мастера по изготовлению различных и ...

Традиционные верования манси и ханты
Верующие - формально православные, однако сохраняются традиционный шаманизм, культ духов - покровителей, предков, медведя (медвежьи праздники). Богатый фольклор, развитая мифология. Религиозные воззрения этноса, характерные для периода, ...

Одежда славян
Согласно современным воззрениям культура эпохи славян испытала влияние культурвикингов, вендов и русов. Безусловно, что влияние было двусторонним, но степень этого влияния с точностью неизвестна. На раннем этапе археологических исслед ...