История г. Парфеньева в период с 16в. по 1778 г.

Материалы » История села Парфеньево » История г. Парфеньева в период с 16в. по 1778 г.

Страница 1

Первые люди, населившие заволжские леса, были смешанными племенами угро-финской группы. Они селились по берегам водоемов, проникая сюда по рекам. Письменных документов времен мери, к сожалению, нет, но память о них сохранилась в топонимических названиях. Мерянские названия рек: Нея, Нельша, Монза и др. до сих пор сохранились в Парфеньевском районе. Лишь самое ничтожное число селений сохранило непонятные инородческие названия, этот факт свидетельствует об огромном распространении русского народа. В 9 веке н.э. начинается великое переселение славян с юга на север, но их поток двигался так же с запада, из Новгорода. Белоруков Д.Ф. отмечает внешний вид коренных парфеньевцев: «продолговатые лица, большие с горбинкой носы». (19) Судя по всему, они являются потомками новгородцев. Язык парфеньевцев так же подтверждает это. В их говоре присутствует новгородское цоканье. Вместо «печка» они говорят «пецка», не «бочка», а «боцка» и т.д.

Первое упоминание о Парфеньеве встречается в одной из записей Галицкой летописи, датируемой 15 сентября 1522 г. Эта дата и взята за официальную дату основания города Парфеньева. «Городком с надолбами, чесноком, рвами и полисадом, - писал С.В.Максимов, - начал он свое существование еще в те древние времена, когда славяно-русское племя пробиралось на север лесами и среди их и инородческого племени Мери устраивало новую жизнь…» (20) В Галичской летописи г. Парфеньев упоминается в основном в связи с нападением врага на те земли. «В лето 1523 года сентября в 15 день приходили татаровя и черемиса в галицкие волости и поплениша их много и людей иссекоша, и заставу великого князя в Парфеньеве разгнаша а воевод ссекоша а иных в полон поведоша». (21) Всего в летописи упоминается два набега татар на Парфеньев: в 1521 и 1523 гг.

В Москве, в архиве древних актов, в делах Оружейной палаты хранится жалоба-челобитье, поданная царю Михаилу Романову в 1616 г. В ней парфеньевские посадские жаловались на то, что их землю захватил некий Леонтий Максимов и не разрешает на ней строиться. В жалобе указывалось место строительства – деревня Кочево, принадлежавшая боярину и названная по его имени. Казанские татары часто устраивали набеги на те земли, и появилась необходимость создать крепость на реке Нее. Деревня Кочево была очень удобным местом для строительства. Правительство купило землю, а жителей освободило от податей, предоставило льготы.(22)

В «Материалах для историко-географического словаря Костромской губернии» 1909 г. написано, что Парфеньевская волость упоминается с 1620 г., «в ней деревня Павлово и Дрищево тогда была отчиною князя Федора Федоровича Щербатова. Волость Парфеньевская с деревнями 1610 года отдана королем Сигизмундом Третьим Ивану Федоровичу Зубатому». (23) В книге его называют изменником; в далеком прошлом он был воеводой Ипатьевского монастыря.

Существуют две основные версии происхождения названия города Парфеньева. Одна из них была высказана писателем С.В.Максимовым. Он считает, что город назван по имени монаха Парфения, основавшего здесь монастырь. Однако краевед Д.Ф.Белоруков подвергает эту версию сомнению. Монастырь в Парфеньеве действительно был, но позднее – в 17 веке.(24) Он находился на месте ныне существующей Рождественской церкви. Полное название монастыря звучало как «Рождественский монастырь, что на ямах Черного бору на реке Нее», оно, как мы видим, никак с именем монаха Парфения не связано. В переписных книгах Парфеньева 1616, 1628, 1848 гг. Рождественский монастырь нигде не упоминался. Он был закрыт в 1725 г. по смерти последнего игумена.

Вторая версия о происхождении названия города более вероятна, по мнению Д.Ф.Белорукова. Он считает, что Парфеньев назван по фамилии строителя крепости. Обычно для строительства крепостей из Москвы, из Разрядного приказа, присылались особые военные инженеры. В начале 16 века в Разрядном приказе действительно был дьяк Парфеньев.(25)

Ко времени появления города Парфеньева, могущественная Золотая Орда распалась и образовала три ханства: Крымское, Казанское и Ногайское, которое находилось в низовьях Волги. Казанское ханство граничило с Галичским уездом по рекам Меже, Ветлуге и Усте. На востоке уезд граничил с территорией, населенной марийцами (черемисами), которые были союзниками Казани и их вассалами. Для защиты от постоянных набегов врага московское правительство было вынуждено разделить пограничные с Казанью Галичский и Костромской уезды на особые административно-военные районы. Они назывались «осадами». В каждой осаде был город-крепость, куда при опасности укрывалось население. Здесь люди могли даже получить оружие. Возглавлял оборону городовой приказчик или бережитель города. В это время строятся крепости в Любиме, Судае, Кадые, Кологриве, Парфеньеве.

Страницы: 1 2 3 4

Популярные материалы:

Основные цели Индуизма
Священные книги индуизма указывают четыре цели, к достижению которых должна быть направлена жизнь человека. Это артха – богатство и власть; и кама – наслаждение и удовлетворение желаний, прежде всего любовных. Артха и кама являются законн ...

Русская кухня – часть национальной культуры
Неотъемлемой частью культуры каждого народа является кухня. Недаром этнографы начинают исследование жизни любого народа с изучения его кухни, ибо в ней в концентрированном виде отражается история, быт и нравы народа. Русская кухня в этом ...

Обработка кожи. Изделия из нее
Из овечьих, телячьих, жеребячьих шкур калмыки выделывали тонкие, эластичные сапожные товары различных расцветок. Из них шили детские и женские сапоги, башмаки, изготавливали сумки для хранения денег, чая, наволочки для больших подушек. Ш ...