История г. Парфеньева в период с 16в. по 1778 г.

Материалы » История села Парфеньево » История г. Парфеньева в период с 16в. по 1778 г.

Страница 2

Парфеньевская осада состояла из трех волостей: Парфеньевской, Каликинской, Нейской. Парфеньевскую волость иногда называли окологородной, т.к. она была практически у самого города. По переписи 1616 г. в ней было 93 деревни и починка, 297 крестьянских дворов. Каликинская волость с центром в деревне Каликино состояла из 81 деревни и починок (298 крестьянских дворов). Центр Нейской волости находился в селе Успенье. В волости было 18 деревень и починок (91 крестьянский двор). Всего в Парфеньевской осаде жило около 3500 человек.

Таким образом, город Пафеньев «возник как форпост на казанском оборонительном рубеже Московского государства и имел цель прикрыть с востока важный административно-военный пункт – город Галич». (26) В это время город переживал период своего расцвета, Парфеньев по численности населения превосходил Кологрив, Судай, Кадый. (27)

Крепость в Парфеньеве была построена в 1520-1522 гг., в царствование Василия III. Место для крепости было выбрано на Соборной горе, на берегу реки Нея. В этом месте обычно высаживались татары, приплывавшие с Волги по Унже и Нее, затем пересаживались на коней. Лучшего места для крепости найти было нельзя. Здесь мыс коренного левого берега Неи глубоко выдавался вперед. С запада мыс был защищен оврагом, по дну которого протекал ручей Течера (на его месте уже в наше время проходила улица Комсомольская). С юга и востока, со стороны Нейского переулка и улицы Ленина, мыс был защищен крутыми скатами горы. Перешеек, соединявший мыс с коренным берегом, перекопали рвом, и Соборная гора стала островом.(28)

Дьяк, присланный из Разрядного приказа, измерял гору, определял и рассчитывал места для строительства башен и стен крепости. Волостель Парфеньева объезжал деревни, приказывая старостам выделять людей и подводы для помощи. Лес, росший на горе, решено было выкорчевать. Землю, образовавшуюся от вырытого рва, переместили на гору, увеличив дополнительно ее высоту. Башен в крепости было семь, из них пять располагались по углам. Башни были двухэтажными, разделенными бревенчатым полом («мостом»). Башни выдавались вперед стен с тем расчетом, чтобы из них можно было вести фланговый огонь. Все башни имели шатровое покрытие, на их верхних этажах стояли легкие пушки. В Промежуточной башне имелась смотровая площадка. Самой огромной была проезжая башня. В ее нижнем этаже имелись ворота для въезда в крепость. Здесь жили воротники, следившие за воротами, наблюдавшие за въездом. При опасности в их главную обязанность входило вовремя запереть ворота. Стены крепости, как пишет Д.Ф.Белоруков, были изготовлены особым образом. Строились так называемые «городни» - деревянные срубы 3х6 метра, и ставились в ряд. Пространство внутри них засыпалось землей. Городни были прикрыты двухскатной крышей от дождя. (29) Такие подробности о строительстве крепости дошли до нас в плане дьяка Парфеньева 1741 г., хранящемся в картинной галерее Парфеньева. Крепость с посадом соединял деревянный мост через ров. В 18 в. ров засыпали и замостили булыжником. Скорее всего, ров заполнялся водой из реки Неи. Тогда она протекала ближе к городу – современному стадиону и по лугам за улицей Ленина. Остатки старого русла сохранились до наших дней в виде озера у горы Полковушки.(30)

После сооружения крепости в ней была построена деревянная Ризположенская церковь (сейчас на ее месте каменная действующая церковь). На колокольне церкви висел набатный колокол, тревожного звона которого боялись все жители Парфеньева и окрестных деревень. В колокол звонили только при появлении неприятеля или пожаре. Каждый мог ударить в колокол, т.к. от него спускалась веревка, конец которой был привязан к врытому в землю столбу. За ложный набат виновный был наказан, к колоколу не подпускали детей, и следили за столбом.(31)

В истории города Парфеньева большую роль играли его церкви. В те времена церкви строились только деревянные, которые обычно стояли 80-100 лет. Лишь в начале 18 в. они стали постепенно заменяться кирпичными. Обычно церкви строили на высоких холмах, которых в Парфеньеве было достаточно. На месте, где сейчас расположен бульвар, был погост, на котором стояла церковь во имя святителя Николая. Утопленные в землю четыре камня-валуна на углах бывшей церкви, которые служили фундаментом, дошли до наших дней. Видны следы и знаменитой дорожки, в откосе горы, по которой в давние времена поднимались богомольцы. Никольский погост являлся центром церковного прихода, к которому были приписаны близлежащие деревни, в том числе деревня Кочево, принадлежавшая боярину Бучину. (32) Никольская церковь существовала до середины 16 в., пока не сгорела при пожаре. На ее месте позднее строят церковь во имя Воскресения Христова с приделом во имя святого Николая в память о сгоревшей церкви. Однако и эта церковь сгорела. Тогда было решено строить третью церковь и назвать ее Ризположенской.

Страницы: 1 2 3 4

Популярные материалы:

Чуваши
ЧУВАШИ, чаваш (самоназвание), народ в Российской Федерации (1773,6 тыс. человек), основное население Чувашии (907 тыс. человек). Живут также в Татарии (134,2 тыс. человек), Башкирии (118,6 тыс. человек), Казахстане (22,3 тыс. человек) и н ...

Устройство самовара
Самым крупным центром производства самоваров в то время и позже становится Тула, которую по праву называли самоварной столицей. Здесь появились фабрики с машинным производством и паровыми двигателями. С 1870-х годов продукция фабрик измер ...

«Мертвая» дорога
"Могущество России, Сибирью прирастать будет" Так были оценены богатства нашего края М.В.Ломоносовым. Но для освоения такой обширной территории нужны дороги. Так возникли две стройки, шедшие навстречу друг другу: Полвека назад, ...