Роль семьи в закреплении и передачи опыта хозяйственной деятельности

Материалы » Крестьянская семья в Западной Сибири в конце XVIII-XIX вв. » Роль семьи в закреплении и передачи опыта хозяйственной деятельности

Страница 4

Крестьяне в своих прошениях по поводу усыновления или отдачи им на воспитание детей односельчан иногда брали на себя специальные обязательства по их подготовке к трудовой жизни. Так, в 1898 г. крестьянин с. Семилужного Томского уезда Илья Иванов просил губернское управление отдать ему на воспитание внуков, оставшихся сиротами после гибели их матери - дочери просителя.

Смерть одного из родителей тяжело отзывалась на семействе, в частности, и потому, что умирал человек, призванный обучить детей жизненно важному для них делу. Стремясь вступить во второй брак, крестьяне часто объясняли этот шаг именно нуждами детского воспитания[127].

Можно выделить ряд педагогических принципов, которыми руководствовались крестьяне, часто неосознанно, по традиции, приучая детей к труду, передавая им свой хозяйственный опыт. Прежде всего это опосредованность педагогического влияния. Очень важно было создать атмосферу радости, успешности, нужности труда всех членов семьи, эта атмосфера становилась мощным подспорьем в трудовом воспитании. Большую роль в создании настроя, благоприятного для совместного труда и приобщения к нему детей, играли семейные хозяйственные обряды.

Повсеместно в Сибири были распространены, например, различные варианты торжественного семейного обряда в честь начала весенней пахоты и сева, приуроченного обычно к. 1 мая ("Еремей-запрягальник"). В большинстве случаев мужчины предварительно мылись в бане, надевали чистое белье. Устраивался семейный обед с хлебом-солью, перед иконой зажигалась восковая свеча. Читалась семейная молитва. Затем отправлявшиеся в поле мужчины и подростки кланялись родителям или старшему в семье, получали их благословение и выезжали на пахоту или сев. Все домашние провожали их за ворота[128]. В Приангарье бытовал не менее торжественный обряд проводов "лесовика" на охоту, в котором принимали участие все члены его семьи[129].

Одним из важнейших требований в деле передачи хозяйственного опыта была поэтапность этого процесса при учете возрастных особенностей и физических возможностей детей. Крестьяне старались по возможности не форсировать этот процесс, но в то же время не задерживать его искусственно. Приобщение младших членов семьи к тем или иным работам происходило по достижении "поры" (определенного возраста), когда можно было "рассчитывать на их понятливость и уменье"[130].

Очень важным принципом было сочетание педагогических усилий взрослых с самообучением, самовоспитанием и самотренировкой детей. Оптимистично оценивая возможности хозяйственного образования и воспитания крестьяне понимали, что многое зависит от способностей и встречной активности подростка. Привлекая детей к труду, сибирские крестьяне чаще всего поручали им самостоятельные участки работы, наделяли их обязанностями, за" выполнение которых дети отвечали полностью. Родители первое время присматривали, чтобы работы выполнялись правильно, да "исподволь" наставляли детей в случае крайней необходимости. В обрабатывающих промыслах детей также приучали "работать самостоятельно при помощи необходимых указаний".

Успешное педагогическое воздействие родителей основывалось преимущественно на силе их авторитета как умелых хозяйственников. В то же время родители старались соблюдать и необходимую меру строгости, последовательности и настойчивости в своих требованиях. Не полагалось в таких случаях из родительской любви или жалости делать уступку детям.

Для правильного трудового воспитания детей в семье чрезвычайно важным считалось участие в этом процессе обоих родителей. В раннем детстве все дети находились на попечении матери, отцу же "по его хозяйственным делам мало приходится быть дома при детях"[131]. Мать старалась опекать детей и в последующее время, но все-таки с 7-8 лет мальчики поступали в "хозяйственную школу" отца. В деле воспитания дочери существовала некоторая "автономия" матери. В Енисейской губернии в 1912 г. записана поговорка: "Сказала папаше: дело не ваше, мамаша придет - все дела разберет"[132]. Конечно, бывали случаи, когда старшим в семье девочкам приходилось, помогая отцу, выполнять "мальчишечьи" работы, а иным мальчикам исполнять обязанности девочек.

Страницы: 1 2 3 4 5

Популярные материалы:

Эволюционизм
этнологический социокультурный эволюционизм релятивизм Формирование первой собственно этнологической теории - эволюционизма началось около середины XIX века и было связано с общеметодологическими научными установками и открытиями того вр ...

Сватовство
Период между Рождественскими и Великим постами в Заонежье называли молодое время. Оно начиналось со святочного веселья, а после крещения играли свадьбы, шла свадебница, набирая полную силу в мясоед и за две недели до масленицы постепенно ...

Религия и верования
В 10 веке Вепсы были крещены и приняли православие, поэтому и по сегодняшний день у них проявляется двоеверие. Всю силу, в которую верит этот народ условно можно разделить на 3 группы: духи природы, духи предков и злые духи. Вепсы из поко ...