Роль семьи в закреплении и передачи опыта хозяйственной деятельности

Материалы » Крестьянская семья в Западной Сибири в конце XVIII-XIX вв. » Роль семьи в закреплении и передачи опыта хозяйственной деятельности

Страница 5

В крестьянской семье существовала своеобразная взаимодополняемость воздействия отца и матери на детей. Авторитет отца основывался не только на его решающей роли в материальном обеспечении семьи, умении показать образцы хозяйственной деятельности, но и на том, что он был основным собственником средств производства и имущества в семье. Тут крылась возможность подмены влияния авторитета применением силы по отношению к членам семьи, и такая подмена в изучаемый период часто имела место. На этой же основе в конце XIX — начале XX в. в деревне сформировалась и система эксплуатации членов семьи, в том числе детей и подростков, домохозяином.

При обследованиях крестьянских хозяйств переписчикам за отсутствием главы семьи часто приходилось опрашивать по программе подворной карточки 10 – 12-летних подростков. Те давали "прекрасные ответы на все вопросы и заслуживали этим громкое ободрение присутствующих крестьян[133]. Подростки хорошо разбирались в "производительных процессах" данного хозяйства, но подробные сведения по его бюджету мог дать только сам домохозяин.

Женитьба крестьянского парня повсеместно в Сибири знаменовала собой завершение подготовки к ведению им совместно с женой самостоятельного хозяйства. Девушки к моменту выхода замуж также овладевали всеми знаниями, умениями и навыками, необходимыми, с точки зрения крестьян, женщине-хозяйке. "Я умею шить и мыть, вышивать и гладить. Я умею ворожить, от нароков ладить", - распевали в начале XX в. в Иркутской губернии[134]. Девушки, выходившие замуж и не умевшие "хозяйничать", правильно распределять рабочее время, "находятся в пренебрежении и преследуются насмешками" - о них говорилось в народе: "Девушка-семиделушка: семь дел начала, ни одного не кончила", "Ни нового сшить, ни старого распороть", "Трем свиньям щей не разольет - кака это хозяйка"[135].

В период капитализма, по мере того, как хозяйственные функции крестьянской семьи постепенно перенимали капиталистическую кооперацию и другие формы капиталистического производства, ослаблялась роль семьи как орудия закрепления и передачи хозяйственного опыта. Все чаще с ранних лет родители-бедняки отдавали детей в наем ради приработка и "чтобы не было в доме лишнего рта". Кроме того, часть детей шла в наем вместе с главой семьи. В начале XX в. наем детей и подростков в сибирской деревне увеличивался. Конечно, при работе подростков по найму использовались умения и навыки, полученные от родителей в детстве, но развивались они уже вне семьи. Правда, в случае совместного найма детей, с родителями последние получали возможность продолжить трудовое воспитание своих помощников в нелегком батрацком труде.

Таким образом, в конце XVIII – XIX вв. процесс формирования, закрепления и передачи опыта хозяйственной деятельности русских крестьян Сибири протекал, как и в предшествующее времена главным образом в рамках семьи, хотя роль знаний и умений, привносимых извне, увеличилась.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Популярные материалы:

Казачество Юга России как общинная территориальная самоорганизация
Казачество в России имеет будущее именно как союз низовой общинной территориальной самоорганизации духовно свободных людей. Но при этом неизбежны и полемика, и борьба взглядов. Но эта полемика не должна становиться деструктивной и приводи ...

Nерская казачья община и землепользование терских казаков
Сельская станичная община (курень) оказывала огромное влияние на экономическую, общественную и культурную жизнь терского казачества. Несмотря на общие черты и сходство с традиционной земледельческой русской общиной, курень терских казако ...

Общая характеристика благотворительной деятельности старообрядцев Нижегородской губернии XVIII-XIX вв.
Традиции благотворительной деятельности уходят во времена Древней Руси и неразрывно связаны с этикой средневекового христианства, которую переняло и соблюдало старообрядческое купечество. Напомним, что по учению церкви благотворительность ...