Роль семьи в закреплении и передачи опыта хозяйственной деятельности
В крестьянской семье существовала своеобразная взаимодополняемость воздействия отца и матери на детей. Авторитет отца основывался не только на его решающей роли в материальном обеспечении семьи, умении показать образцы хозяйственной деятельности, но и на том, что он был основным собственником средств производства и имущества в семье. Тут крылась возможность подмены влияния авторитета применением силы по отношению к членам семьи, и такая подмена в изучаемый период часто имела место. На этой же основе в конце XIX — начале XX в. в деревне сформировалась и система эксплуатации членов семьи, в том числе детей и подростков, домохозяином.
При обследованиях крестьянских хозяйств переписчикам за отсутствием главы семьи часто приходилось опрашивать по программе подворной карточки 10 – 12-летних подростков. Те давали "прекрасные ответы на все вопросы и заслуживали этим громкое ободрение присутствующих крестьян[133]. Подростки хорошо разбирались в "производительных процессах" данного хозяйства, но подробные сведения по его бюджету мог дать только сам домохозяин.
Женитьба крестьянского парня повсеместно в Сибири знаменовала собой завершение подготовки к ведению им совместно с женой самостоятельного хозяйства. Девушки к моменту выхода замуж также овладевали всеми знаниями, умениями и навыками, необходимыми, с точки зрения крестьян, женщине-хозяйке. "Я умею шить и мыть, вышивать и гладить. Я умею ворожить, от нароков ладить", - распевали в начале XX в. в Иркутской губернии[134]. Девушки, выходившие замуж и не умевшие "хозяйничать", правильно распределять рабочее время, "находятся в пренебрежении и преследуются насмешками" - о них говорилось в народе: "Девушка-семиделушка: семь дел начала, ни одного не кончила", "Ни нового сшить, ни старого распороть", "Трем свиньям щей не разольет - кака это хозяйка"[135].
В период капитализма, по мере того, как хозяйственные функции крестьянской семьи постепенно перенимали капиталистическую кооперацию и другие формы капиталистического производства, ослаблялась роль семьи как орудия закрепления и передачи хозяйственного опыта. Все чаще с ранних лет родители-бедняки отдавали детей в наем ради приработка и "чтобы не было в доме лишнего рта". Кроме того, часть детей шла в наем вместе с главой семьи. В начале XX в. наем детей и подростков в сибирской деревне увеличивался. Конечно, при работе подростков по найму использовались умения и навыки, полученные от родителей в детстве, но развивались они уже вне семьи. Правда, в случае совместного найма детей, с родителями последние получали возможность продолжить трудовое воспитание своих помощников в нелегком батрацком труде.
Таким образом, в конце XVIII – XIX вв. процесс формирования, закрепления и передачи опыта хозяйственной деятельности русских крестьян Сибири протекал, как и в предшествующее времена главным образом в рамках семьи, хотя роль знаний и умений, привносимых извне, увеличилась.
Популярные материалы:
Сравнительная характеристика народных росписей Восточной Сибири и культуры
древних славян, а также воздействие бурятской культуры на искусство семейских
Забайкалья
Значительное влияние на становление поздних крестьянских росписей оказала высокая культура древнерусских и старообрядческих центров, среди которых следует отметить Выголексинское житие на Севере, Стародубье и Ветку – на Западе и керженски ...
Лингвистическая характеристика
Эстонский язык,
один из языков прибалтийско-финской ветви финно-угорской семьи. На эстонском языке говорит большинство населения Эстонии, а также эстонцы, живущие на прилегающих российских территориях, в Швеции, США и Канаде; общее число ...
Особенности мордовский национального костюма
Известно, что народный костюм мордвы
, особенно женский, очень красочен. Недаром его называют венцом декоративно-прикладного творчества мордовских женщин. Будучи в основе своей единым, он подразделяется, прежде всего, на эрзянский
и мокш ...