Численность и структура крестьянской семьи в Сибири в конце XVIII - XIX вв.

Материалы » Крестьянская семья в Западной Сибири в конце XVIII-XIX вв. » Численность и структура крестьянской семьи в Сибири в конце XVIII - XIX вв.

Страница 3

Кроме того в том же году в Томском округе числилось 3348 душ мужского пола "домовых" и 12441 душа "бездомовых" поселенцев (3147 поселенческих дворов). В среднем у поселенцев на двор приходилось по 5 душ мужского пола (без "бездомовых" – примерно по одной душе)[77].

О размерах семей у приписных крестьян говорят данные З.Я. Бояршиновой (за 1825 г.): в среднем по Алтайскому горному округу на двор приходилось по 2,8 душ мужского пола и по 5,8 душ обоего пола[78]. В целом томская крестьянская семья была близка по численности крестьянским семьям района раннего заселения. Исключение составлял Алтай. Нередкая здесь, по данным Г. Потанина, большая крестьянская семья которая "имеет общую пашню и сообща производит работы»[79]. Однако тот же Потанин дает нам представление о специфике неразделенной семьи середины XIX в. по сравнению, например, с подобными семьями предыдущего столетия. Единство большой семьи, пишет Потанин, теперь «только внешнее; хотя семья старика и женатого сына живут в одной избе и пашут одну пашню, но в то же время в coкровенной глубине их отношений уже таится стремление к разделу; это стремление не высказывается даже, может быть, не сознается, а выражается только бессознательным противодействием». Все «статьи хозяйства, кроме хлеба, уже ведутся обеими семьями отдельно; так, например, на одном дворе живут две стаи гусей; одна принадлежит свекрови, другая снохе… Лен также возделывается отдельно… Пчелы также отделяются…». Это уже не большая семья в ее собственном значении. Видимо, окончательный распад такой семьи – вопрос нескольких лет.

В целом же заторможенность семейных разделов на Алтае объяснялась отмеченной Потаниным относительной изолированностью местного крестьянского населения, способствовавшей сохранению черт патриархального уклада жизни. Материал показывает, что дробление крестьянских семей в рассматриваемый период шло по всей территории Западной Сибири, хотя – в силу определенных причин – в разных ее частях с различной интенсивностью. И причем процесс этот в равной степени был присущ округам Европейской России.

На причины семейных разделов существуют различные точки рения. «Несогласия между женщинами» выдвигает в качестве основной причины семейных разделов у томских крестьян Н. Костров[80]. Применительно к Европейской России подобную точку зрения развивает и И. Тютрюмов. Однако сами эти "женские несогласия" являлись следствием глубинного процесса разложения патриархальных отношений в русской деревне, в свою очередь вызванного развитием товарно-денежных отношений. Именно так надо понимать слова А. Ефименко: «…Семейные разделы… не причина, а скорее результат общего расстройства крестьянского хозяйства…»[81]. Ослаблялась власть главы большого патриархального семейства, росла у членов этого семейства тяга к отдельной, самостоятельной жизни. Условия жизни и хозяйствования крестьян в первой половине ХIХ в., как правило, позволяли осуществлять разделы. Не обязательным при этом для молодых было согласие на их выдел главы большой семьи. «Самовольные отделы взрослых сыновей, - пишет Н. Костров о томских крестьянах, - против воли родителей, бывали довольно, часты»[82].

В целом в XIX в. в Западной Сибири идет процесс унификации крестьянских семей. К 50-м годам столетия здесь господствующее положение занимают малые по составу семейные ячейки (в 6 – 8 душ обоего пола). Поскольку условия жизни и хозяйствования земледельцев в разных районах края все же во многом оставались различными (в силу специфики природно-демографических ситуаций и истории заселения), следует согласиться с А. Ефименко, что крестьянская семья «есть цельная социальная организация, живущая и развивающаяся по своим внутренним законам»[83]. Последние же определялись в первую очередь обоими социально-экономическими процессами (и сопутствующими им изменениями в общественном сознании), зарождавшимися в стране. Местные особенности в численности и структуре сельских семей возникали лишь в исключительных обстоятельствах: в районах, активно колонизующихся (Ишимский и Омский округа) или оказавшихся в относительной изоляции от внешнего мира (Алтай).

Страницы: 1 2 3 

Популярные материалы:

Роль Кизляра в развитии виноградарства в левобережных казачьих станицах по тереку в первой половине xix века в контексте локальной истории пограничья
Summary The presented survey is dedicated to the development of viticulture on the left bank of the Terek river in the first half of XIX century. The paper offers the most significant causes of peaks and decays of this branch of agricult ...

Прощеное воскресенье
Прощёное воскресенье - (прощенное) последнее воскресенье перед Великим постом или 7-е воскресенье перед Пасхой. В России также считается последним днем Масленицы. В этот день все православные просят друг у друга прощения - чтобы приступи ...

Система церковных праздников
По объекту прославления православные праздники подразделяются на Господни, Богородичные, в честь святых и "бесплотных сил" (мира ангельского). По времени проведения - на неподвижные (непереходящие), за которыми закреплены особые ...