Заключение

Страница 1

Декоративно-прикладное искусство – важный элемент духовной и материальной культуры семейских Забайкалья. Многообразие видов, форм народного творчества, яркая декоративность художественного решения, самобытность орнаментации и техник ее использования – характерные особенности искусства семейских Забайкалья.

Большое значение для понимания сущности народного искусства имеет работа В.М.Василенко «О содержании в русском народном искусстве Сибири».

Обобщая труды исследователей, занимавшихся вопросами семантики сюжетов и конкретных тем (А.К.Чекалов,[43] В.М.Василенко,[44] О.В.Круглова,[45] Б.А.Рыбаков[46]), он приходит к выводу о своеобразной основе жизненности древних образов: «В сюжетах и темах народного искусства, в его содержании существуют как бы два аспекта: один – сохранение древних образов, их жизнь в наглядных изделиях (росписях, резьбе, костюме), и второй – их новое понимание, новое истолкование, не только зрительное, но и фактическое; большинство древних образов не дошло до нас такими, какими они родились в незапамятные века».[47]

Из научных трудов В.П.Даркевича следует, что «…Народ оживил, одухотворил и одежду, и предметы творчества и саму избу, назвав ее части: очельем, причелинами».[48] Эта одухотворенность, уподобление человеку, перенесение его отдельных качеств на явления и предметы порождали зачастую в крестьянском сознании известную сопричастность к происходящему в окружающем его мире.

Жизненность отдельных орнаментально-декоративных образов (роспись, резьба, вышивка) для крестьянина заключалась в том, что они не только украшают предметы, но и «живут, являясь добрыми слугами, дают радость, привлекают счастье, обещают защиту, помогают в жизни»[49]. Вера в магические действия, в помощь магических изображений на предметах быта, утвари, в элементах одежды, архитектуре жилища в ходе развития крестьянского сознания, в соответствии с его особым, можно сказать, персонально активным отношением к жизни в рамках ее традиционного круговорота, не исчезает, уступая место стихии орнаментального узорочья, древние мотивы преображаются, превращаются в добрую магию, сказку. Содержательность и жизненность своего искусства народный мастер раскрывает, подчеркивая обращенность вещи к социально определенному зрителю, подготовленному к ее восприятию всей своей жизнью.

Оберег, защита – таковы весьма важные причины долгого существования в народном искусстве мотивов, являющихся древними охранительными символами.

Элементы плоской резьбы, распространенной в XIX-XX вв. в крестьянских постройках, тоже связаны с древними верованиями. Широко известные круг, розетка, звезда, крестообразные знаки, ромбы и квадраты были символами солнца и огня, играли роль оберегов (двери, ставни, голбец), выполняли охранительную функцию. В них легко угадываются соперные знаки (розетка, венок). В отношении растительных мотивов резьбы и росписи исследователи замечали, что «они не просто украшали, но были полны различных значений, многие из которых восходят к любимым в народе образам древа жизни».

У семейских Забайкалья был обычай: во время закладки дома в гнездовье первой пары бревен клали кусочки хлеба, камешки и монеты, а в будущий передний угол ставили маленький с корнями кедр, приговаривая: «Вот тебе, мать-суседка, теплый дом и мохнатый кедр». «Кедринка пристраивается в переднем углу подполья, где ее можно было встретить в доме семейских. Суседку и встречали обычно около кедрового деревца».

Страницы: 1 2 3 4

Популярные материалы:

Ботный домик
На Соборной площади прямо перед Усыпальницей расположен Ботный дом или домик. Он был построен в 1761 1766 гг. архитектором А.Ф. Вистом для хранения ботика Петра I, на котором юный царь постигал основы флотского дела. Когда в первой четве ...

Крымские армяне, болгары, греки и немцы
В 1941 г. по распоряжению советского правительства из Крыма в восточные районы СССР были депортированы немцы – около 51 тысячи человек; в мае 1944, после освобождения Крыма от фашистов, депортированы крымские татары и остатки немцев Крыма ...

Общественная жизнь
В Крыму евреи занимались различными ремеслами. Они были часовщиками, сапожниками, скорняками, портными. Особое место занимали ювелиры-художники, работы которых являлись образцом искусства. К сожалению, не сохранились изготовляемые в Крыму ...