Заключение

Страница 2

Как считает исследователь традиций Сибирского крестьянства М.М.Громыко,[50] представление о деревце как обиталище духа-покровителя дома проливает свет на этап дохристианских верований, связывающий культ растений с маленькими домашними божествами.

Кедр, также как и елка на русском Севере, сменил березку, занимающую большое место в системе символов средней полосы России. «…Обращает на себя внимание совпадение времени строительства и украшения дома с весенними и летними праздниками календаря семейских Забайкалья…» - пишет Ф.Ф. Болонев.[51]

Магическое значение круга и растений в народных образах объясняет в какой-то мере скрытое содержание геометрической и растительной орнаментики (резьба, роспись, вышивка). Например, можно усмотреть связь важного элемента праздника семика-троицы-венка, который девушки завивали на березе, «заламывали», украшали цветами и надевали на голову, с венком или кругом в росписи потолка или пола. Магические действия были настолько связаны с реальной жизнью семейских Забайкалья, что не могли существовать обособленно, они стали неотъемлемой частью содержания его творчества – в резьбе, росписях, в элементах костюма.

Рассматривая элементы вышивки, сюжетные мотивы в росписях, резьбе можно составить представления о ценностях, ментальности данной этно-группы семейских Забайкалья. Элементы росписей, резьбы, вышивки выступают как семиотическая система, с определенной знаковостью, что позволяют исследованию, развитию богатейших традиций семейских Забайкалья, открывает возможность изучения и использования в декоративно-прикладном искусстве на уроках в УЭВД «Орешках».

На основании проведенного исследования можно сделать вывод о значительности и своеобразии художественной культуры семейских Забайкалья.

Изучение особенностей семейских является актуальным в плане обогащения знаний учащихся на уроках ДПИ, и как изучением регионального компонента культуры семейских Забайкалья через аспекты культурологических знаний, которые раскрывают его глубину и жизненность, позволяя приступить к комплексу работ по изучению и возрождению некоторых видов забытых ремесел семейских Забайкалья (росписей, резьбы, вышивке, ткачеству).

[1] БИ ЦЗИНЬЭ. Религиозная картина мира и ее отражение во фразеологии национального языка. - Чита, ЧитГУ, 2004.

[2] И.П.Филиппова. Этническая региональная культура. Учебно-методическое пособие / Чита, ЧитГУ, 2005.

[3] Ю.М.Лотман. История художественного труда в XIX-XX вв. Символы в орнаменте Древней Руси. – М.: Издательство «Весь мир», 1999.

[4] Г.С.Маслова. Русский народный костюм Восточной Сибири. «Этнографический сборник», №3, 1962, стр.17-27.

[5] Г.И. Илтина-Охрименко. Народные росписи Восточной Сибири. Роспись по дереву. – В кн. Русское декоративное искусство. М., 1982. Т.1. С.166.

[6] Быт и искусство русского населения Восточной Сибири. Забайкалье. Часть II. / Под ред. Маковецкий И.В. – Новосибирск: Издательство «Наука», 1975.

[7] П.Попова. Семейские (Забайкальские старообрядцы). Верхнеудинск, 1928, №1-3, отд. ОТП.

[8] Ф.Ф. Болонев. Духовная культура и быт русских крестьян-старожилов Юго-Восточной Сибири в XVIII-XX века (семейские Забайкалья). – Новосибирск, 1996.

Страницы: 1 2 3 4

Популярные материалы:

После свадьбы. "Красный стол"
Утром родственники топили баню для новобрачных. Её готовили как обычно, соблюдали только запрет колотить головешки кочергой, чтобы муж не бил жену. Приставницы - крестная, тетки молодой отправлялись будить молодых. Они стучали в двери, г ...

Дикое поле да дикие воды
До основания крепости Самара на берегах Волги жили вольные русские, не признававшие над собой ни чьей власти, а на землях восточных промышляли кочевники. Не даром землю эту называли Диким Полем. Не раз вольные люди совершали набеги на гор ...

Костромская область в XIV-XVI вв.
В XIV веках вокруг Костромы возникают укрепленные монастыри, защищавшие подступы к городу: Ипатьевский и Николо-Бабаевский. В это время Кострома была уже довольно крупным городом с большим числом жителей. О размерах города дает представле ...