Полотенце и платок как особые виды головного убора женщин на территории старого оскола и губкина

Материалы » Многообразие традиционных женских головных уборов Белгородско-Оскольского региона, их знаковая функция » Полотенце и платок как особые виды головного убора женщин на территории старого оскола и губкина

Страница 1

В Оскольском крае в XVI-XVIII столетиях бытовал и полотенчатый головной убор. Об этом пишет А.П. Никулов: «Поверх повойника надевался убрус, вышитый головной убор полотенчатый, закалывающийся булавкою» [4, с.115].

Полотенчатый головной убор (название и сам убор общеславянские: убрус» (древнерус); «намiтка», обмiтка» (белорус); «намiтка», «перемiтка», «серпанок» (укр.); «ширинка», «фата», «полотенце» (рус); «namiotek» (польск.); «обметка» (болг.) - был известен с древности (ещё в XI в.) всем восточнославянским народам, а также западным и южным славянам, марийцам, чувашам и другим.

Полотенчатый головной убор - это длинное полотенце из холстинного или миткалевого тонкого, преимущественно белого полотна до 4-5 м длины и 70 см ширины, украшенного по концам узором и закалывающегося булавкой.

Составной частью убора был ещё повойник (рус), чепец - очток (укр.), чапец, каптур (бел.) - из ткани или сетки, которым дополнительно сдерживали и закрывали волосы. Известны разные способы повязывания полотенца на голове: в форме цилиндра, усеченного конуса и т.д. Концы полотенца чаще всего свисают вдоль спины, иногда до самой земли.

По свидетельству источников, полотенце - «намiтка» как основной головной убор у русских в XIX веке выходит из употребления; оно сохранялось лишь) кое-где на западе Белоруссии и на Украине. В других местах её сменил простой четырехугольный платок.

Во многих русских селениях региона домотканое полотенце в XIX веке стал составной частью сложного головного убора (кички, сороки, кокошника), являясь его наружной покрывной частью. Такую же роль выполнял и платок, сначала белый домотканый, позднее - сшитый из фабричных тканей, также достаточно древний головной убор всех восточных славян.

Платок был любимым и очень удобным в пользовании. Его можно было носить как самостоятельно, так и в сочетании с «сорокой», «повойником», «шлычком». Спереди у висков под платок крепились «косицы» (перья селезня), а концы платка завязывались сзади. Известная в Старооскольском районе исполнительница народных песен и частушек собственного сочинения Н.Д. Исакова познакомила с довольно редким способом ношения платка, именуемого «черепушечкой». На середине платка (чаще всего белого) делали изгиб, но не вверх, а вниз, в результате чего на голове получалась некая имитация «рожек» (символ плодородия) [4, С.113].

В сундуке каждой женщины было огромное множество платков, предназначенных на все случаи жизни. Старинные тканые шали, набивные платки, по местному - «гарнитуровые», «почетные» (из бордового шелка), «астаметтные» (красные), «кубовые» (синие), кашемировые, «растопырки» (из шелка и шерсти) и сегодня восхищают красотой сказочных узоров, гармоничным соотношением форм и ритмов цветового орнамента.

Платок, как и другие головные уборы, имел возрастной и сословный смысл. Так, девушки, например, в летнее время повседневно ходили или без головного убора, или повязывались дешевыми холщовыми и ситцевыми платками, в холодную погоду - теплыми полушалками и шалями. Платок завязывали по-разному: сложив на угол и завернув лентой, завязывали на узел сзади, оставляя макушку открытой. Концы платка свисали вниз по спине. Нередко платок, свернув углом, завязывали под подбородком или сзади в виде косынки, выпуская сверху свободный угол платка.

Манера повязывать голову платком в данном случае тоже была различной. Более старый способ повязывания платка - с узлом и двумя концами на затылке или на темени. В XIX - начале XX века преобладающим способом было повязывание платка узлом под подбородком. Но это сравнительно поздний способ, и пришел он к русским с запада - от немцев.

Свой первый «бабий» головной убор девушки надевали сразу после венца в обряде «повивания» невесты.

Страницы: 1 2

Популярные материалы:

Роль Кизляра в развитии виноградарства в левобережных казачьих станицах по тереку в первой половине xix века в контексте локальной истории пограничья
Summary The presented survey is dedicated to the development of viticulture on the left bank of the Terek river in the first half of XIX century. The paper offers the most significant causes of peaks and decays of this branch of agricult ...

1600 - 1700 года
Уже в 1646 году в Самаре насчитывался 137 дворов и 356 жителей мужского пола, без учёта гарнизона. Самара медленно росла. В то же время произошло серьёзное гидрологическое изменение. Сильное весенние половодье промыло выход к южному склон ...

Праздники
Троица Библейская легенда повествует о том, что на пятидесятый день после Чристова Воскресения на его учеников – апостолов сошел святой дух. Апостолы заговорили на разных языках, никогда им не учившись. Это было указание Бога-отца нести ...