Полотенце и платок как особые виды головного убора женщин на территории старого оскола и губкина

Материалы » Многообразие традиционных женских головных уборов Белгородско-Оскольского региона, их знаковая функция » Полотенце и платок как особые виды головного убора женщин на территории старого оскола и губкина

Страница 1

В Оскольском крае в XVI-XVIII столетиях бытовал и полотенчатый головной убор. Об этом пишет А.П. Никулов: «Поверх повойника надевался убрус, вышитый головной убор полотенчатый, закалывающийся булавкою» [4, с.115].

Полотенчатый головной убор (название и сам убор общеславянские: убрус» (древнерус); «намiтка», обмiтка» (белорус); «намiтка», «перемiтка», «серпанок» (укр.); «ширинка», «фата», «полотенце» (рус); «namiotek» (польск.); «обметка» (болг.) - был известен с древности (ещё в XI в.) всем восточнославянским народам, а также западным и южным славянам, марийцам, чувашам и другим.

Полотенчатый головной убор - это длинное полотенце из холстинного или миткалевого тонкого, преимущественно белого полотна до 4-5 м длины и 70 см ширины, украшенного по концам узором и закалывающегося булавкой.

Составной частью убора был ещё повойник (рус), чепец - очток (укр.), чапец, каптур (бел.) - из ткани или сетки, которым дополнительно сдерживали и закрывали волосы. Известны разные способы повязывания полотенца на голове: в форме цилиндра, усеченного конуса и т.д. Концы полотенца чаще всего свисают вдоль спины, иногда до самой земли.

По свидетельству источников, полотенце - «намiтка» как основной головной убор у русских в XIX веке выходит из употребления; оно сохранялось лишь) кое-где на западе Белоруссии и на Украине. В других местах её сменил простой четырехугольный платок.

Во многих русских селениях региона домотканое полотенце в XIX веке стал составной частью сложного головного убора (кички, сороки, кокошника), являясь его наружной покрывной частью. Такую же роль выполнял и платок, сначала белый домотканый, позднее - сшитый из фабричных тканей, также достаточно древний головной убор всех восточных славян.

Платок был любимым и очень удобным в пользовании. Его можно было носить как самостоятельно, так и в сочетании с «сорокой», «повойником», «шлычком». Спереди у висков под платок крепились «косицы» (перья селезня), а концы платка завязывались сзади. Известная в Старооскольском районе исполнительница народных песен и частушек собственного сочинения Н.Д. Исакова познакомила с довольно редким способом ношения платка, именуемого «черепушечкой». На середине платка (чаще всего белого) делали изгиб, но не вверх, а вниз, в результате чего на голове получалась некая имитация «рожек» (символ плодородия) [4, С.113].

В сундуке каждой женщины было огромное множество платков, предназначенных на все случаи жизни. Старинные тканые шали, набивные платки, по местному - «гарнитуровые», «почетные» (из бордового шелка), «астаметтные» (красные), «кубовые» (синие), кашемировые, «растопырки» (из шелка и шерсти) и сегодня восхищают красотой сказочных узоров, гармоничным соотношением форм и ритмов цветового орнамента.

Платок, как и другие головные уборы, имел возрастной и сословный смысл. Так, девушки, например, в летнее время повседневно ходили или без головного убора, или повязывались дешевыми холщовыми и ситцевыми платками, в холодную погоду - теплыми полушалками и шалями. Платок завязывали по-разному: сложив на угол и завернув лентой, завязывали на узел сзади, оставляя макушку открытой. Концы платка свисали вниз по спине. Нередко платок, свернув углом, завязывали под подбородком или сзади в виде косынки, выпуская сверху свободный угол платка.

Манера повязывать голову платком в данном случае тоже была различной. Более старый способ повязывания платка - с узлом и двумя концами на затылке или на темени. В XIX - начале XX века преобладающим способом было повязывание платка узлом под подбородком. Но это сравнительно поздний способ, и пришел он к русским с запада - от немцев.

Свой первый «бабий» головной убор девушки надевали сразу после венца в обряде «повивания» невесты.

Страницы: 1 2

Популярные материалы:

Из истории Масленицы
С введением христианства изменился и обряд празднования. Масленица получила свое название от церковного календаря, потому что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим Постом, разрешается вкушение сливочного масла, молочных п ...

Жизнь чиновников и соблюдение принципов Сяо
В устах конфуцианцев забота о благе народа (т.е. крестьянах, составляющих 90 % населения Древнего Китая) всегда была важным орудием в борьбе за осуществление социального идеала. С точки зрения конфуцианского бюрократического государства ...

Миграции и переселения раскольников в Нижегородском Поволжье
Раскольники других губерний нередко бывали в Нижнем Новгороде, и тем поддерживали связи своих общин с Нижегородскими старообрядцами. Этому во многом способствовало расположение города, находящегося на перепутье из внутренней России в вост ...