Полотенце и платок как особые виды головного убора женщин на территории старого оскола и губкина
Обряд «повивания» в исследуемый период во многих вариантах бытовал в Староосколье, как, впрочем, в целом в бывшей Курской губернии. Однакзо по сути своей он везде не выходил из общепринятого обычая и только в отдельных сёлах имел некоторые локальные особенности. После венчания перед законом и по обычаю девушка становилась женщиной, подчинённой мужу и свёкру. Знаком этого нового состояния девушки и был обряд «повивания», в котором символически совершилось начало новой женской судьбы.
Обряд «повивания» практически во всех селениях уезда обставлялся многими действиями оберегающей магии. Молодых уводили или в другую комнату, но чаще - в угол у печки за ширму. Нередко ширму делали девушки из полотенец или из платков, плотно обступив молодых и сваху и скрыв тем самым их от посторонних глаз. Часто в обряде использовались зажжённые свечи, заранее приготовленные и связанные попарно. Полотенце-ширму и свечи потом молодожёны прятали и берегли всю жизнь как залог и оберег их семейного счастья. В начале XX века, когда женские кичкообразные головные уборы и кокошники вышли из повседневной жизни крестьян, голову молодой, сняв «твет» (веночек из белых восковых или бумажных цветов), укрывали небольшим нарядным платком, завязав его под подбородком. Сверху накидывали большую праздничную шаль с длинными кистями (шёлковую или шерстяную) [4, с.118].
В начале XX века платок в исследуемом регионе становится основным, самодеятельным головным убором, как девушек, так и женщин, что привело к постепенному стиранию различий в девичьих и женских головных уборах.
Таким образом, полотенца и платки относятся к более современным видам женских головных уборов, хотя правила их подвязывания и ношения имеют исторические временные разнообразия.
женский головной убор
Популярные материалы:
Кулачный бой в культуре донских казаков
Как отмечает Т.А.Бернштам, едва ли не единственным видом мужского союза с некоторыми архаичными формами ритуализированного – военного/борцовского – поведения в мирной бытовой ситуации предстает организация кулачного боя(1). По мнению А.М. ...
Быт
Традиционные занятия - охота, рыболовство, оленеводство, земледелие, скотоводство. Рыболовство распространено на Оби и на Северной Сосьве. В верховьях Лозьвы, Ляпины, Северной Сосьвы - оленеводство, оно заимствовано у хантов в XIII-XIV ве ...
Природные ресурсы села Парфеньево, 20 в.
Село Парфеньево – районный центр в Костромской области, находится на берегу реки Нея. Село Парфеньево до сих пор богато лесом, причем преобладают хвойные породы: ель, сосна. Менее распространены лиственница, пихта, дуб. Подлесок и травян ...