Культура нашего края в ХVII—ХVIII веках

Материалы » История и культура Саратовского края » Культура нашего края в ХVII—ХVIII веках

Страница 1

В 1781 году саратовский комендант И. К. Бошняк получал указ Екатерины II о том, что нужно открыть народные школы для обучения российской грамоте, письму и арифметике всех тех кто добровольно пожелает в них обучаться. Однако саратовские обыватели заявили, что своих детей они будут обучать, как прежде, нанимая домашних учителей. Только через 5 лет, 22 сентября 1786 года, в Саратове открылось Главное народное училище. Позднее негопостроили каменное здание (Ныне Лермонотова, 36). Хотя здание перестраивалось, оно сохранило черты русского классицизма.

Создается также военно – сиротское отделение для солдатских и еврейских детей. Позднее сюда стали направлять «живущих праздно при отцах« сыновей церковнослужителей. Воспитанников отделения (кантонистов) обучали и готовили к службе в армии.

Посетивший в 1769 году Саратов академик И.И. Лепехин писал, что в городе «находится почти целый медицинский факультет с аптекой». Видимо, по сравнению с другими городами медицинское обслуживание здесь было лучше. В Саратове в это время работала один врач и один лекарь. Имелся небольшой лазарет, существовала частная аптека Палиса, сгоревшая во время пожара в 1774 году. В конце века открылась общественная аптека с лабораторией.

Русская общественно-политическая мысль во второй половине ХVIII века была представлена творчеством Александра Николаевича Радищева (1749—1802).¹

Детские годы Радищев провел в селе Верхнее Аблязово (Преображенское) на берегу речки Тютнар Кузнецкого уезда Саратовской губернии (ныне село Радищево Кузнецкого района Пензенской области). Здесь, в имении отца, где дядька Петр Мамонтов научил маленького Сашу грамоте, а нянька Прасковья познакомила с устным народным творчеством, произошло «начальное образование души» будущего писателя: он увидел жизнь крепостных крестьян, узнал их горести и чаяния. В восьмилетнем возрасте Радищева увезли учиться в Москву, а затем в Петербург.

В 1771 году Александр Николаевич окончил Лейпцигский университет и поступил на службу в «присутствие», в Сенат. В начале следующего года, во время отпуска, он навестил Аблязово. Радищев приезжал сюда и в 1775 году, чтобы получать от родителей согласие на женитьбу. Следы пронесшейся бури народного гнева и жестокой расправы над восставшими видел он по пути к отчему дому.

В третий раз Радищев приехал в Аблязово 25 декабря 1778 года на время очередного отпуска. Многие впечатления от этих поездок он отразил в своей книге «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790). Так, помещик-самодур Зубов стал прообразом коллежского асессора, о котором рассказывает крестьянин в главе «Зайцево».

Эта книга, показавшая всю тяжесть крепостного гнета, призывавшая к свержению самодержавия, была восторженно встречена передовыми читателями.

Екатерина II, признав его за «бунтовщика хуже Пугачева», жестоко расправилась с революционным мыслителем. Он был приговорен к смертной казни, замененной ссылкой в Илимск на десять лет.

После возвращения из Сибири в Россию А. Н. Радищев получил разрешение съездить к родителям в Аблязово. Он приехал сюда в начале 1798 года со всем своим семейством — четырьмя сыновьями и тремя дочерьми. Здесь Александр Николаевич много работает. Он писал: «Я только и читаю и говорю о земледелии, исключая те наброски, которые я делаю на будущее».

Страницы: 1 2 3

Популярные материалы:

Роль семьи в закреплении и передачи опыта хозяйственной деятельности
В конце ХIХ – начале XX в. в ходе развития капитализма вглубь и вширь происходили значительные изменения в социально-экономических, демографических, природных условиях функционирования крестьянской семьи. Однако многое в средствах и спосо ...

Праздники осеннего цикла
Вырма — это жатва, уборочная страда. В старину хлеба убирали вручную — жали серпами. Это был изнурительный и трудный, вместе с тем весьма ответственный период в годичном трудовом цикле крестьянина. Хлеб — венец всех трудов земледельца — н ...

Структура еврейской общины
Евреи всегда отличались от населения той страны в которой они проживали и своим образом жизни, и религиозными взглядами. По этим причинам они обосабливались и объединялись в общины, структура которых была практически везде одинакова. Так ...