Культура нашего края в ХVII—ХVIII веках

Материалы » История и культура Саратовского края » Культура нашего края в ХVII—ХVIII веках

Страница 2

29 января 1799 года, пробыв у родителей почти год, писатель со своими домочадцами выехал в калужское имение Немцово, определенное ему на постоянное жительство. В имении он закончил «Описание моего Владения», в которое вошли сделанные в Аблязове наброски.

Благодарные потомки чтят память своего знаменитого земляка. В селе Аблязове открыт мемориальный музей Радищева, а на месте несохранившегося дома Радищевых установлены обелиск из красного гранита и памятник. В Саратове достойным памятником является художественный музей его имени и установленный у здания музея бюст, выполненный известным скульптором А. П. Кибальниковым. Одна из улиц Саратова носит имя Радищева.¹

Городские постройки были расположены уже на значительном пространств. На восточной стороне город тянулся от Глебучева оврага до Сергиевской церкви, на северной по Глебучеву оврагу до Киновии; дом, где живет теперь начальник губернии Андрей Иванович Косич, был крайним в городе. От Киновии на северо-запад постройки шли до угла нынешних Армянской и Полицейской улиц, а на юго-восток крайнею чертою города служила нынешняя полицейская улица. Сергиевская церковь тогда, стояла в лесу. На горах были огороды; строений же почти не было. Пристань для судов была под Старым Собором. Город окружен был рвом и валом. В 1769 году в Саратов пришли немцы и за городскою чертою построили немецкую слободку на том месте, где теперь немецкая улица. Одновременно с немцами пришли и раскольники и поселились далеко от тогдашнего Саратова, - по Баранникову и Мочеву оврагам. Были раскольники и в самом городе. На дворах купцов Горина и Баранова у них были молельни. Школ в Саратов в это время совсем не было и грамотных людей было очень мало. Несколько времени существовала здесь открытая Екатериною Второю духовная семинария, но она вскоре была переведена в Астрахань. При Екатерине же на Баранникове овраге был рассажен сад из тутовых деревьев и устроен питомник (теплый сарай) для разведения шелковичных червей, которые кормятся тутовыми листьями. Но шелководство в Саратов не привилось: питомник сломали, сад запустили, а после вырубили. Таков был Саратов сто с лишком лет тому назад. Но только он поправился от разных бед, которые чинили ему вольные казаки, калмыки и ногайцы, только стал на ноги, как над ним разразились два ужасных несчастия; первое: летом 1774 года - в два пожара он весь выгорел, второе: в августе того же года - его разграбил Пугачев.

Архитектура с конца ХVII века в Саратове появляются каменные постройки. Первыми из них были церкви. До наших дней сохранился Троицкий собор, стоящий на Музейной площади. Он выстроен в стиле нарышкинского барокко. Название стиля связано с Нарышкиными, богатыми родственниками Петра I, которые в конце ХVII—ХVIII веках строили в Подмосковье живописные и роскошные здания.

Троицкий собор сооружен в 1694—1701 годах. Как предполагают, строителем саратовского собора мог быть один из мастеров круга Я. Г. Бухвостова, известного крепостного архитектора и создателя ряда интересных зданий храмов в Подмосковье в нарышкинском, или московском, стиле.

Композиция собора традиционна для того времени. На четырех угольном основании (четверике) покоится восьмигранный объем (восьмерик). На восьмерике поставлен изящный барабан, образующий как бы башенку с золоченым куполом. Тонкие колонки по углам, ребрам граней, орнамент под карнизом, золотая «луковица»-купол образуют живописный наряд. Он дополняется пышными наличниками окон и их затейливыми узорами. Все это создает неповторимый, праздничный облик здания.

Страницы: 1 2 3

Популярные материалы:

Кубанские казаки: земляки и соседи
«Казачий словарь-справочник», изданный эмигрантской общиной в США в 1968 году и перепечатанный ныне в России, провозглашает: «Кубанские казаки — коренные жители правого берега реки Кубани и Приазовья .». В свою очередь, знаменитый «Толков ...

После свадьбы. "Красный стол"
Утром родственники топили баню для новобрачных. Её готовили как обычно, соблюдали только запрет колотить головешки кочергой, чтобы муж не бил жену. Приставницы - крестная, тетки молодой отправлялись будить молодых. Они стучали в двери, г ...

Характеристика культурной жизни нижнетерского казачества в конце ХІХ – начале ХХ вв.
Развитие экономики, появление современных индустриальных производств требовало подготовки грамотных, образованных работников. Это обусловило постоянный подъем культуры и образования на Тереке. Поселения казаков на Нижнем Тереке играли важ ...