Культура нашего края в ХVII—ХVIII веках

Материалы » История и культура Саратовского края » Культура нашего края в ХVII—ХVIII веках

Страница 2

29 января 1799 года, пробыв у родителей почти год, писатель со своими домочадцами выехал в калужское имение Немцово, определенное ему на постоянное жительство. В имении он закончил «Описание моего Владения», в которое вошли сделанные в Аблязове наброски.

Благодарные потомки чтят память своего знаменитого земляка. В селе Аблязове открыт мемориальный музей Радищева, а на месте несохранившегося дома Радищевых установлены обелиск из красного гранита и памятник. В Саратове достойным памятником является художественный музей его имени и установленный у здания музея бюст, выполненный известным скульптором А. П. Кибальниковым. Одна из улиц Саратова носит имя Радищева.¹

Городские постройки были расположены уже на значительном пространств. На восточной стороне город тянулся от Глебучева оврага до Сергиевской церкви, на северной по Глебучеву оврагу до Киновии; дом, где живет теперь начальник губернии Андрей Иванович Косич, был крайним в городе. От Киновии на северо-запад постройки шли до угла нынешних Армянской и Полицейской улиц, а на юго-восток крайнею чертою города служила нынешняя полицейская улица. Сергиевская церковь тогда, стояла в лесу. На горах были огороды; строений же почти не было. Пристань для судов была под Старым Собором. Город окружен был рвом и валом. В 1769 году в Саратов пришли немцы и за городскою чертою построили немецкую слободку на том месте, где теперь немецкая улица. Одновременно с немцами пришли и раскольники и поселились далеко от тогдашнего Саратова, - по Баранникову и Мочеву оврагам. Были раскольники и в самом городе. На дворах купцов Горина и Баранова у них были молельни. Школ в Саратов в это время совсем не было и грамотных людей было очень мало. Несколько времени существовала здесь открытая Екатериною Второю духовная семинария, но она вскоре была переведена в Астрахань. При Екатерине же на Баранникове овраге был рассажен сад из тутовых деревьев и устроен питомник (теплый сарай) для разведения шелковичных червей, которые кормятся тутовыми листьями. Но шелководство в Саратов не привилось: питомник сломали, сад запустили, а после вырубили. Таков был Саратов сто с лишком лет тому назад. Но только он поправился от разных бед, которые чинили ему вольные казаки, калмыки и ногайцы, только стал на ноги, как над ним разразились два ужасных несчастия; первое: летом 1774 года - в два пожара он весь выгорел, второе: в августе того же года - его разграбил Пугачев.

Архитектура с конца ХVII века в Саратове появляются каменные постройки. Первыми из них были церкви. До наших дней сохранился Троицкий собор, стоящий на Музейной площади. Он выстроен в стиле нарышкинского барокко. Название стиля связано с Нарышкиными, богатыми родственниками Петра I, которые в конце ХVII—ХVIII веках строили в Подмосковье живописные и роскошные здания.

Троицкий собор сооружен в 1694—1701 годах. Как предполагают, строителем саратовского собора мог быть один из мастеров круга Я. Г. Бухвостова, известного крепостного архитектора и создателя ряда интересных зданий храмов в Подмосковье в нарышкинском, или московском, стиле.

Композиция собора традиционна для того времени. На четырех угольном основании (четверике) покоится восьмигранный объем (восьмерик). На восьмерике поставлен изящный барабан, образующий как бы башенку с золоченым куполом. Тонкие колонки по углам, ребрам граней, орнамент под карнизом, золотая «луковица»-купол образуют живописный наряд. Он дополняется пышными наличниками окон и их затейливыми узорами. Все это создает неповторимый, праздничный облик здания.

Страницы: 1 2 3

Популярные материалы:

Формирование празднично-обрядовой культуры алтайского этноса: Содержательные и технологические аспекты
У алтайцев также есть и свои национальные праздники, которые подчинены хозяйственному циклу. Единица измерения времени состоит из двух больших циклов: холодного и теплого. В календарных праздниках наиболее значимыми считались обрядовые пр ...

Культурное обслуживание района
Культурное обслуживание населения района осуществляют районный и городской Дома культуры, 22 сельских дома культуры, 13 клубов, 28 библиотек, 3 из которых расположены в городе, 25 – на селе, а также детская школа искусств, районный истори ...

Исторические корни народных росписей Восточной Сибири, Забайкалья
Сибирские народные росписи – глубоко специфическое и многоплановое явление. Искусство росписи «охватило самые различные и далекие друг от друга деревни Сибири. Росписи имеются в избах, возведенных на северных таежных реках – Ангаре и Енис ...