Связь этнологии с другими науками
Выше мы уже говорили, что основным объектом исследования этнологии являются этносы, которые реализуют свою жизнедеятельность в экономической, социальной, культурной и других сферах, причем эти стороны человеческой жизнедеятельности изучаются также соответствующими науками. Поэтому этнология непосредственно взаимодействует с этими науками, среди которых наиболее близкими к этнологии по предмету своих исследований являются антропология, культурология, социология, политология, география, этнография.
Этнология и антропология.
Среди названных нами наук особенной близостью к этнологии отличается антропология, поскольку общим предметом исследований для них являются вопросы происхождения рас, их распределение по регионам и континентам нашей планеты, изменение физического облика людей в результате культурно-исторического процесса, антропологического состава этносов. При этом каждая из наук сохраняет свою самостоятельность за счет собственных методологических оснований и исследовательских аспектов. Так, антропология была и остается наукой о биологической, физической природе человека.
В отличие от нее этнология ориентирована на исследование общественных изменений и изменений этнических общностей. В настоящее время во взаимосвязи этнологии и антропологии существует некоторая неопределенность, вызванная сосуществованием таких научных направлений, как социальная антропология и культурная антропология. Возникновение этих двух направлений было детерминировано различными точками зрения на предмет антропологии в британской и американской науке. Не вдаваясь в анализ продолжительной дискуссии о предмете и специфике каждого из этих направлений, отметим, что социальную и культурную антропологию следует рассматривать как две стороны одной медали, два научных направления, изучающих один и тот же объект в разных аспектах.
Отличительным признаком социальной антропологии является акцент на изучении групповых отношений и социальных процессов. Предметом этой науки является социальная организация жизни человека и его жизненного мира в традиционных и современных обществах. В качестве ее конкретных объектов выступают сообщества людей, объединенных сходными условиями жизни: единым местом проживания, политической организацией, общей культурой и языком.
Предметная область культурной антропологии ограничивается взаимоотношениями человека и культуры. Она стремится раскрыть вопросы происхождения (генезиса), строения (морфологии) и развития (динамики и многообразия) культуры в рамках конкретно-исторической социальной организации. При этом социум рассматривается как среда существования человека и культуры, имеющая как естественную, так и искусственную природу.
В то же время в современной западной и отечественной научной литературе существует широко распространенная точка зрения, согласно которой этнология, культурная антропология и социальная антропология суть разные названия одной и той же науки. При внимательном анализе каждого из этих трех научных направлений обнаруживается, что такого рода отождествление является весьма условным и не всегда правомерным. В действительности термин «этнология» существует и в западной науке и означает примерно то же самое, что и в России.
Культурная антропология с самого начала своего зарождения выступала как дисциплина, изучающая процессы формирования человеческой культуры, в отличие от физической антропологии -как науки об изменчивости физического типа человека. Ее взаимосвязь с этнологией состоит в том, что она использует описательные полевые материалы этнологии для доказательства и проверки своих концепций. Со своей стороны этнология использует данные культурной антропологии для своих теоретических обобщений.
Отношения этнологии с социальной антропологией носят несколько иной характер. С момента возникновения социальная антропология была направлена на изучение особенностей социальной организации народов мира. Сам термин «социальная антропология» был введен в научный оборот основоположником английской этнографии Джорджем Фрезером, который противопоставлял это направление исследования человека физической антропологии. Социальная антропология скорее близка к социологии, а не к этнологии, так как не включает в предмет своих исследований этнические общности.
Популярные материалы:
Хозяйственно-культурная характеристика Турции
Экономика Турции
В начале 1930-х годов власти активно приступили к стимулированию хозяйственного развития. Для ускорения индустриализации государство строило заводы, шахты и электростанции. Эта политика, известная как этатизм, предусматр ...
Историческое прошлое
Калужская губерния в древности (IX в.) была населена вятичами. По Протве же и угре среди вятичей жило литовское племя Голядь; были и финские поселения племени Меря.
Ранее XII в. городов здесь не было. Как отдельная волость земля вятичей ...
Завод ЖБИ
Завод железобетонных изделий является самым крупным предприятием Уренского района. Стройка этого завода началась в 1972 году и объявлена ударной комсомольской. 6 июня 1977 года цехом полигон была выдана первая продукция - фундаментные бло ...