Формирование празднично-обрядовой культуры алтайского этноса: Содержательные и технологические аспекты

Материалы » Сохранение и развитие празднично-обрядовой культуры алтайского этноса » Формирование празднично-обрядовой культуры алтайского этноса: Содержательные и технологические аспекты

Страница 6

1995г. - село Улаган Улаганского района

1996г. - село Боочи Онгудайского района

1998г. - село Корумду Усть-Коксинского района

2000г. - село Кош-Агач Кош-Агачского района

2002г. - село Катунь Чемальского района

2004г. - село Кебезень Турочакского района

2006г. - село Ело Онгудайского района

2008г. - село Ело Онгудайского района

Он зародился и существует в широком этнокультурном контексте от бытового ярмарочного события до культурологического. Прежде всего, это народное традиционное действо. В открытии праздника используются исторические и мифоэпические сюжеты, батальные сцены сражений за свободу Алтая, торжество правды и добра. В древности на время праздника прекращались междоусобицы, а вчерашние противники становились участниками состязаний.

Раз в два года со всех уголков Алтая на него собираются тысячи участников и гостей. За считанные дни возникает огромный городок из многих сотен палаток и юрт. Здесь состязаются все именитые и безвестные спортсмены в различных видах национального спорта. На сцену выплескивается поистине неисчерпаемый запас традиционного фольклора всех народов, населяющих горный Алтай. В грандиозном празднестве участвуют коллективы и команды сопредельных территорий, поэтому он приобретает характер регионального.

В программу праздника включены состязания, пользующиеся наибольшим успехом у населения. К ним относятся: борьба, стрельба из лука, конные скачки, объездка молодых лошадей, гиревой спорт, поднятие камней, сбивание плеткой деревянных бабок (приложение №5), игра тебек, алтайские шашки (шатра), бег с человеком на спине, особое признание получила игра "кок бору" - "синий волк", борьба конных команд по забрасыванию туши козла в ворота противника. Нужно сказать, что в рамках праздника устраиваются различные конкурсы фольклорных коллективов (в том числе детских), на лучший национальный костюм и др. Проводятся выставки - ярмарки народных умельцев, костюмированные шествия. И три дня под солнцем и звездами звучит музыка комуса, топшура, икили, домбры, баяна и балалайки. В настоящее время принято решение проводить праздник "Эл-Ойын" в одном районе - Онгудайском, который является географическим центром Горного Алтая.

Мы рассмотрим роль праздника как явления культуры в динамике общественной и культурной жизни республики, охарактеризуем основные аспекты формирования современной праздничной культуры и ее место в современном культурном социуме Горного Алтая. В основу нашего исследования положена методика К. Жигульского, согласно которой праздничная культура изучается в контексте общих процессов в культурном социуме. Главным праздником республиканского уровня был выбран алтайский праздник Элоин (Эл-Ойын). Этот праздник имеет глубокие исторические корни и частично проводился в советские годы.

Одна из серьезных проблем, с которой столкнулась современная администрация при организации этого праздника еще в начале 1990-х гг., состояла в соотнесении алтайского Эл-Ойына с культурными приоритетами русского и казахского населения республики. Министерство культуры РА приняло следующее решение: с одной стороны, в алтайский праздник Эл-Ойын были вплетены элементы русской и казахской культуры, что позволило национальному празднику придать интернациональную форму, а с другой, были предприняты попытки создать русскую и казахскую праздничную культуру, о чем будет рассказано ниже. Выбранная Министерством культуры республики Алтай тактика позволила ослабить появившееся вначале 1990-х гг. недовольство русского населения, проживающего в смешанных районах с преимущественно русским составом, навязыванию им алтайского праздника Эл-Ойын. Особенно, как сообщали информаторы, это было диссонансом, когда в республике месяцами не выплачивались зарплаты и рабочие проводили забастовки. Тем не менее, со временем русские стали относится к нему спокойнее и даже начали принимать в нем участие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Популярные материалы:

Благотворительная деятельность Дмитрия Васильевича Сироткина
Дмитрий Васильевич Сироткин происходил из старообрядческой семьи. Жизнь этого человека ярко иллюстрирует мысль, что костяком как московского, так и нижегородского купечества оказались выходцы из старообрядческих семей, где и воспитание бы ...

Исторические особенности появления и формирования нижнетерского казачества
Нет единодушия среди ученых в вопросе о происхождении слова «казак» («козак» по-украински). Делались попытки производить это слово от названия народов, некогда живших вблизи Днепра и Дона (касоги, х(к)азары), от самоназвания современных к ...

Общественная роль старшего поколения
Общественная роль старшего поколения в Дагестане всегда была велика. По обычаю ни одно значительное мероприятие в аулах не проходило без участия аксакалов — самых почетных и уважаемых людей. Их считали хранителями народных традиций, Обыча ...