Формирование празднично-обрядовой культуры алтайского этноса: Содержательные и технологические аспекты

Материалы » Сохранение и развитие празднично-обрядовой культуры алтайского этноса » Формирование празднично-обрядовой культуры алтайского этноса: Содержательные и технологические аспекты

Страница 2

Наиболее мощные племенные союзы и первые государственные образования тюркоязычных племен сложились в центрально-азиатском регионе. Самые ранние из них были связаны с политической инициативой гуннов. Позднее, в середине I тысячелетия н.э., практически все тюркоязычные племена были объединены в пределах Тюркского каганата, охватившего степной пояс от Желтого до Черного моря. Последующие исторические процессы повлекли разделение великой державы, а затем возникновение ряда новых тюркских геополитических образований.

Поразительную красоту ночного неба, мириады звезд и густую белизну Млечного Пути, протянувшегося от одного края горизонта до другого через весь небосвод, можно увидеть лишь сквозь чистый степной воздух вдали от городов, их смога и электрических огней. Однако не только великолепие звездного неба привлекало взор древних людей.

С древнейших времен кочевники Центральной Азии, как и оседлые народы, долгие годы, наблюдая светящиеся небесные тела, связывали природные явления, имеющие периодический характер, с движением по своим орбитам Солнца, Луны, Юпитера и других планет, с изменением небесного положения некоторых ярких звезд и созвездий.

В непрерывном течении времени легко можно было выделить год, как повторяющуюся смену сезонов в ходе полного оборота нашей планеты вокруг Солнца, и месяц - по очевидным фазам Луны, полный цикл которых (от новолуния до новолуния) повторяется 12 раз в. году. Более длительные наблюдения, накопление, сохранение и передача астрономических знаний требовались для выявления закономерностей, связанных с Другими небесными объектами. Так, например, чукчи точно определяли осенний день, с которого до самой весны они не выходили в море на байдарах - "когда созвездие Одиноких. Девушек (Плеяды) станет наискось от Песчаной Реки (Млечный путь)". Степные кочевники по перемещениям Луны, Плеяд, Сириуса и других звезд устанавливали время, когда скот должен был давать приплод, сроки перевода кобыл на пастьбу, откочевки аула на джайлу, стрижки и проведения случки овец и т.д.". "Древний народный календарь, основанный на двенадцатилетнем "животном" цикле возник на рубеже эр, а вероятнее всего, значительно раньше и Центральной Азии среди кочевых племен, входивших в состав гунне кого политического союза. Позднее этот циклический порядок летоисчисления был заимствован китайцами и распространился среди многих народов Азии (монголы, эвенки, иранцы, японцы, корейцы, вьетнамцы, тибетцы, и др.). Вместе с протоболгарами (булгарами), печенегами (баджанаками), торками (огузами) и половцами (кыпчаками - куманами) эта система исчисления времени попала на Северный Кавказ, в Северное Причерноморье и на Балканский полуостров. В средневековых мусульманских источниках, повествующих об исторических событиях, связанных с судьбой тюркских племен и народов, помимо года хиджры в датах часто приводятся соответствующее, название года по зоонимическому календарю". Исходя из утверждения бурята по национальности, по религии буддиста ученого В.В. Цыбульского можно только подтвердить правильность знаний переданных нашими предками относительно именно общественного праздника алтайцев Чага байрам - праздника белого месяца.

По мнению известного путешественника и ученого тоже буддиста-паломника, бурята по национальности Г.Ц. Цыбикова: "Ламаизм пользуется теми же лунными месяцами. Как религиозное учение он установил и каждой луне три великих дня - 8, 15 и 30 и приспособился и к народному бытовому празднику (цагалгану) Приспособление ламаизма к этому празднику выражается в особых торжественных богослужениях 30 числа последней зимней луны, когда в дацанах читают всю ночь молитву богине Лхаме, "Небесной деве", которая будто бы в эту ночь ревизует вселенную. Так же ламы установили сжигание накануне 30-го числа так называемой дугжубы - эмблемы всех людских прегрешений за прошлый год. Эго послужило поводом считать самый цагалган за религиозный праздник, но это неверно. Буряты-монголы в цагалгане имеют свой бытовой праздник.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Популярные материалы:

Этническое возрождение белорусского народа
При оценке этнической ситуации, складывавшейся на белорусских землях со второй половины XVI века, необходимо учитывать две группы явлений: те, что тормозили, вернее, усложнял этнические процессы, и те, что способствовали их развитию, конс ...

Народные художественные традиции празднования Святок
Период празднования: от Рождества до Крещения (с 7 по 19 января по новому стилю). Происхождение, языческий и христианский смыслы праздника. Художественные элементы зимних святок: а) музыкальные элементы праздника - народные календарные ...

Песни терских казаков как этнографический источник в работах кавказоведа С.А. Чекменева
Песни терских казаков опубликованные в дореволюционный период Д.Борисовым, Ф.Гребенцом, А.Баскаковым и др. (СМОМПК, ЗТОЛКС) недостаточно востребованы как этнографический источник. А между тем в них содержится ценный материал о многих стор ...