Формирование празднично-обрядовой культуры алтайского этноса: Содержательные и технологические аспекты

Материалы » Сохранение и развитие празднично-обрядовой культуры алтайского этноса » Формирование празднично-обрядовой культуры алтайского этноса: Содержательные и технологические аспекты

Страница 3

В своих избранных трудах Г.Ц. Цибиков отдельно перечисляет буддистские праздники такие как: рождение Будды, день его просветления и т.д. поэтому даже на основе не последних представлений буддистской культуры мы видим значение и происхождение народного праздника кочевников центральной Азии. Этот праздник, как и другие древние праздники, такие как Наурыз, Масленица, Иван купала переняты из народных традиций и лишний раз подтверждают насколько же крепка память предков, которые нам надо научиться чтить без всяких измышлений. Наши же ученые постоянно аппелируют к монгольской лексике, традициям и тем самым утверждают опять же вторичность своей культуры. Но давайте услышим, как же рассуждает тот В.В. Цыбульский: "Начиная с раннего средневековья большая часть древнемонгольских племен стала переселиться из дальневосточной тайги, занимая восточный регион степных пространств Центральной Азии, Эти племена оказались в сфере тюркского влияния. Осваивались навыки ведения кочевого хозяйства, были восприняты основные элементы материальной и духовной культуры, в результате широкого билингвизма многие тюркские слова были усвоены монгольским языком. Монголами-кочевниками, например, была заимствована жилищная конструкция в виде разборно-решетчатой войлочной юрты.

Несомненно, что в числе культурных ценностей, они познакомились с новой системой летоисчисления, существовавшей у тюркских народности. Древнетюркский письменный памятник, условно названный "Большая надпись Кюльтегина" повествует об исторических событиях VII - VIII веков н.э.: о возникновении Тюркского каганата, о многочисленных войнах кок-тюрков с окружающими их народностями и племенами. В тексте, высеченном на каменной стеле, неоднократно встречаются названия лет по "животному" календарю:

Например:

Куль-тегин умер (угас) в "год овцы" в 17-ый день.

27-го числа девятого месяца похоронили (совершили похоронный обряд).

Поэтому нет никакой необходимости говорить о пришлости или перенимании многих традиций и культурных пластов Евразии алтайцами. Время пришло возрождения и развития собственно алтайской цивилизации, благо такой термин давно используется в научном мире, только мы, почему то, стесняемся этого или пытаемся не замечать.

Согласно календаря алтайского народа этот праздник отмечается дважды:

1. В то время когда приходит время обновления Солнца (зимнею солнцестояния) в конце декабря с прибавлением первых минут солнечного дня в кругу семьи благословляли силы земли и воды с установлением елки, надеванием масок и т.д. Ведь в Европу обряд установления елки - дерева Эрлика в период зимней стужи Новом году с жертвоприношением ввел Мартин Лютер когда проводил реформу христианства.

Основой же реформы было протест против очень жестких догматов и запрета выполнения местных традиций наряду с христианскими обрядами. Елка же, пришедши в Европу с тюрками прижилась, и стала одним из местных традиций. Обязательным условием при новогоднем обряде было надевание масок, так как пришедшие за угощение-жертву посланники Эрлика могли унести человеческую душу с собой. Таким образом, маска являлась своеобразным оберегом участнику обряда. Даже через обряд встречи Нового года - встречи солнца можно отметить о взаимопроникновении культур разных народов Евразии.

Алтайский календарь достаточно сложен по своему содержанию и в рамках одного параграфа не возможно изложить все ее содержание. Надо только отметить, что в алтайском календаре отмечается движение и звезд, и солнца, луны, и состояние природы и сил земли. И по этому общественные шумные празднества с выходом на лоно природы, с играми, песнями и плясками проводились только тогда, когда созвездие плеяд сравнивалось на небе с луной.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Популярные материалы:

Освоение казаками терского левобережья в XVII-XIX вв.[2]
До появления российской государственности Притеречье уже было отчасти освоено ногайцами и казаками. Последние были представлены двумя группами: терскими низовыми (обитали в устье Терека) и гребенскими. Первые фактически исчезли с этнокарт ...

Первый период существования Одессы
Своим возникновением и перноначальными успехами Одесса обязана преимущественно иностранцам. Её основателем был, неаполитанец де-Рибас, план застроения города составлен французом де-Воланом, административная власть в крае находилась в рука ...

История населенного пункта
Тазовский сельский совет включает в свой состав несколько населенных пунктов, среди которых наиболее выделяются деревня Жерновец, села Тазово и Никольское. По данным археологических раскопок поселения на нашей территории были известны еще ...