Средневековые города Востока: арабские, индийские, китайские. Их отличия от европейских городов. Экономические предпосылки территориальной организации населения

Материалы » Средневековые города Востока: арабские, индийские, китайские. Их отличия от европейских городов. Экономические предпосылки территориальной организации населения

Страница 1

Средневековые города востока: арабские, индийские, китайские.

Их отличие от европейских городов.

В отличие от большей части Европы, страны Востока в Средние века переживают несколько нашествий кочевых на­родов, которые с течением времени воспринимают городскую культуру, но происходит это каждый раз практически зано­во. Поэтому в конечном итоге развитие городского расселения на Востоке идет значительно медленнее, а связь с древ­ними городами оказывается более тесной. В наибольшей сте­пени это проявляется при формировании сети и принципов организации арабских городов.

Арабские завоевания в VII—VIII вв. охватили огромную территорию от Пиренейского полуострова до долины Инда. При этом большинство древних городов на этой территории было разрушено, а на их месте возникли лагеря кочевников, впоследствии ставшие городами (Каир в Египте, Рабат в Ма­рокко и др.). Столицей арабского государства первоначально была Медина — небольшой город в пустынной части Аравий­ского полуострова. Затем столица была перенесена ближе к главным торговым путям того времени — сначала в Дамаск, а затем в специально построенный в 762 г. в качестве столицы город Багдад[1]. Багдад возник в месте схождения рек Тигра и Евфрата, т. е. примерно в том же месте, где существовали Вавилон и другие, столицы древности. Багдад в период своего расцвета насчитывал до 2 млн. жителей и являлся самым крупным городом в мире, но после монгольских завоеваний XIII в. он потерял свое значение.

Принципы застройки Багдада повторялись и в других араб­ских городах. Возвышенность в центре города занимала кре­пость (шахристан или касба), в которой поселялся правитель данной местности {в Багдаде — халиф) со своими прибли­женными, военной дружиной и слугами. Дворец правителя включал в себя систему внутренних дворов, занятых сада­ми, бассейнами и фонтанами. Вокруг крепости располагалась торгово-ремесленная часть города (рабад), окруженная внеш­ней оборонительной стеной. В ее центре находилась базар­ная площадь, а ремесленники жили в кварталах по профессиональному признаку, каждый из которых бал окружен сво­ей стеной. В шахристане и каждом квартале находилась мечеть, которая была тем больше и богато украшенной, чем богаче был данный квартал. Мечеть, как правило, завершалась куполом, а рядом с ней находился башня — минарет (или несколько ми­наретов). Дома простых жителей были с плоскими крышами, одноэтажными, сооруженными из глины, выходящими на ули­цы глухой стеной, с внутренним двором. Важными обществен­ными зданиями города были караван-сараи (гостиницы), мед­ресе (школы), бани, располагавшиеся в центре города.

До Индии мусульманские завоевания докатились в XIII в. В XVI в. прошла новая волна завоеваний, в результате кото­рых была создана империя Великих Моголов, включившая почти весь полуостров Индостан. При этом крупные города-столицы, насчитывавшие сотни тысяч жителей, развились на севере страны, откуда шли завоевания. В разные перио­ды ими были города Дели, и Агра. Принципы градостроитель­ства индийских городов того времени включили в себя и древ­неиндийские, и арабские элементы. Так, в Дели был постро­ен Красный форт (сложен из красного песчаника), являвшийся крепостью и дворцом императоров[2]. Вблизи Агры сохранился мавзолей Тадж-Махал — одна из самых выдающихся построек средневековой Индии, построенная по классическому плану мечети и окруженная специально созданными водо­емами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Популярные материалы:

Традиционный мужской костюм
а) мужские рубахи Мужская одежда, в отличие от женской, была менее разнообразной и красочной. Это была рубаха из хлопкового или льняного домотканого полотна. Её носили на выпуск, поверх штанов, и повязывали одним или несколькими поясами ...

Праздники зимнего цикла
чувашский праздник обряд увеселение У чувашей широко бытовали самые разнообразные обряды, обставлявшие все значимые моменты в жизни семьи, селения, в календарном цикле, в производственной деятельности: Сурхури; Нартукан (нартăван); ...

Особенности славянского расселения:
• освоение громадной территории Восточной Европы; • удаленность от основных очагов цивилизации; • соприкосновение с этносами, находившимися на более низкой ступени развития; • сохранение в местах своего обитания местного населения, в ...