Формирование празднично-обрядовой культуры алтайского этноса: Содержательные и технологические аспекты

Материалы » Сохранение и развитие празднично-обрядовой культуры алтайского этноса » Формирование празднично-обрядовой культуры алтайского этноса: Содержательные и технологические аспекты

Страница 9

Второй этап праздника - выполнение алтайского обряда освящения места, где потом будет проводиться основная часть мероприятия. Обряд проводится на невысоком холме или горке с южной стороны. В день праздника рано утром, с восходом солнца начинается ритуал. Самое благоприятное время начала ритуала - это время восхода. Мы встречаем Солнце - дающее нам жизнь, в холоде нас обогревающее, в голоде нас кормящая, праведный путь нам указывающее… Возводим огонь на камнях нетесаных и с белым молоком и с белыми, чистыми мыслями обращаемся к Небу, к Солнцу, благословляем Матушку Землю, просим мира и благоденствия всему человечеству, Глубинному Алтаю, алтайскому народу, нашим соседям, родственникам и всему живому на большом Алтае. Освещаем Кыйра, привязываем к белому дереву, угощаем всех приглашенных сущих и не сущих в этом мире. В этом обряде могут принимать участие пожилые, уважаемые люди села, у которых в течении года в семье или у близких родственников не было смерти. (приложение №2)

Третий этап праздника - проведение различных соревнований, в основе которых лежат алтайские традиции. Это - и алтайские традиционные спортивные игры, и состязания, например: стрельба из лука, шатра, кодурги таш, тебек, камчы, гиревой спорт, лазание на кедр, а также очень популярные среди алтайцев скачки на лошадях. После спортивных мероприятий проводится конкурс стилизованного алтайского костюма, под которым подразумевается использование при изготовлении современных мужских и особенно женских костюмов элементов алтайской одежды.

На четвертом этапе в селах готовят угощения, накрывают общий стол, на который ставят жирный бульон "кочо" и традиционные мясные блюда. После чего продолжаются игры, состязания.

Пятый этап - это вечернее выступление творческих коллективов на сцене и награждение победителей ценными призами.

Однако не стоит забывать, что все алтайские народные праздники проводятся в период новолуния, т.к. это имеет огромное значение. Алтайцы издревле почитают культ Солнца и Луны, для них оно священно. В период старой Луны алтайцы из дома огонь не выносят, из печи золу не выносят, на дальнюю дорогу стараются не отправляться. А также не проводят больших праздников, свадеб, на улице не произносят имя человека в слух, стараются ночью на улицу не выходить, а если и выходят, то только с головным убором и дунув в огонь - огонь бережет человека.

Для алтайцев самое священное и благословенное - это Огонь. Они обращаются к нему "От-Эне" - дословно Мать Огонь. Огонь имеет своего хозяина. Огонь живой. Священнее огня и Больше Огня в мире ни чего нет. Огонь может создавать и может разрушать.

Запреты, связанные с огнем:

В период старой Луны алтайцы из дома нельзя выносить огонь, из печи - золу не выкидывают, а собирают до тех пор, пока Луна станет новой, и выливают туда, куда человеческая нога не наступит.

В огонь нельзя выливать огонь, мусор, нельзя плевать.

В огонь нельзя направлять острые предметы.

А также для алтайцев священным является - "Арчын" - можжевельник. Для алтайцев это самое священное растение. С помощью можжевельника они очищаются, просят благословения.

Запреты, связанные с можжевельником:

Человек должен специально ехать за можжевельником.

Не всякий может рвать можжевельник: женщине нельзя рвать можжевельник, пьяному, ради денег, если недавно умер близкий.

Можжевельник можно рвать только рано утром.

А также для алтайцев священным является - привязывание ленточек - "кыйра". Эти ленточки привязываются на больших перевалах, возле источников "Кара-Суу". Ленточки могут быть белого, желтого, синего цвета. Их можно привязывать только четное количество. Существует своя технология привязывания, т.е. узлы, каждая из которых имеет свое значение.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Популярные материалы:

Послевоенное развитие Кузбасса
С окончанием Великой Отечественной Войны возникла необходимость перестраивать всю жизнь на мирный лад и в первую очередь это касалось реорганизации военного производства. Народнохозяйственный план четвертой пятилетки предусматривал рост п ...

Население Самарского Поволжья в XVI - начале ХVIII вв.
Складывание современной топонимической карты Самарского края в первую очередь зависело от характера заселения региона, начального периода становления сети постоянных поселений, сохранившейся до настоящего времени, этнического состава пере ...

Новые тайны крымских пещер
Крымские горы являются самыми старыми горами в мире. С древних времен сотрясения земной коры, различные природные катаклизмы и вода способствовали образованию в горах карстовых полостей, часть из которых превратилась в большие пещеры. Все ...