Формирование празднично-обрядовой культуры алтайского этноса: Содержательные и технологические аспекты

Материалы » Сохранение и развитие празднично-обрядовой культуры алтайского этноса » Формирование празднично-обрядовой культуры алтайского этноса: Содержательные и технологические аспекты

Страница 9

Второй этап праздника - выполнение алтайского обряда освящения места, где потом будет проводиться основная часть мероприятия. Обряд проводится на невысоком холме или горке с южной стороны. В день праздника рано утром, с восходом солнца начинается ритуал. Самое благоприятное время начала ритуала - это время восхода. Мы встречаем Солнце - дающее нам жизнь, в холоде нас обогревающее, в голоде нас кормящая, праведный путь нам указывающее… Возводим огонь на камнях нетесаных и с белым молоком и с белыми, чистыми мыслями обращаемся к Небу, к Солнцу, благословляем Матушку Землю, просим мира и благоденствия всему человечеству, Глубинному Алтаю, алтайскому народу, нашим соседям, родственникам и всему живому на большом Алтае. Освещаем Кыйра, привязываем к белому дереву, угощаем всех приглашенных сущих и не сущих в этом мире. В этом обряде могут принимать участие пожилые, уважаемые люди села, у которых в течении года в семье или у близких родственников не было смерти. (приложение №2)

Третий этап праздника - проведение различных соревнований, в основе которых лежат алтайские традиции. Это - и алтайские традиционные спортивные игры, и состязания, например: стрельба из лука, шатра, кодурги таш, тебек, камчы, гиревой спорт, лазание на кедр, а также очень популярные среди алтайцев скачки на лошадях. После спортивных мероприятий проводится конкурс стилизованного алтайского костюма, под которым подразумевается использование при изготовлении современных мужских и особенно женских костюмов элементов алтайской одежды.

На четвертом этапе в селах готовят угощения, накрывают общий стол, на который ставят жирный бульон "кочо" и традиционные мясные блюда. После чего продолжаются игры, состязания.

Пятый этап - это вечернее выступление творческих коллективов на сцене и награждение победителей ценными призами.

Однако не стоит забывать, что все алтайские народные праздники проводятся в период новолуния, т.к. это имеет огромное значение. Алтайцы издревле почитают культ Солнца и Луны, для них оно священно. В период старой Луны алтайцы из дома огонь не выносят, из печи золу не выносят, на дальнюю дорогу стараются не отправляться. А также не проводят больших праздников, свадеб, на улице не произносят имя человека в слух, стараются ночью на улицу не выходить, а если и выходят, то только с головным убором и дунув в огонь - огонь бережет человека.

Для алтайцев самое священное и благословенное - это Огонь. Они обращаются к нему "От-Эне" - дословно Мать Огонь. Огонь имеет своего хозяина. Огонь живой. Священнее огня и Больше Огня в мире ни чего нет. Огонь может создавать и может разрушать.

Запреты, связанные с огнем:

В период старой Луны алтайцы из дома нельзя выносить огонь, из печи - золу не выкидывают, а собирают до тех пор, пока Луна станет новой, и выливают туда, куда человеческая нога не наступит.

В огонь нельзя выливать огонь, мусор, нельзя плевать.

В огонь нельзя направлять острые предметы.

А также для алтайцев священным является - "Арчын" - можжевельник. Для алтайцев это самое священное растение. С помощью можжевельника они очищаются, просят благословения.

Запреты, связанные с можжевельником:

Человек должен специально ехать за можжевельником.

Не всякий может рвать можжевельник: женщине нельзя рвать можжевельник, пьяному, ради денег, если недавно умер близкий.

Можжевельник можно рвать только рано утром.

А также для алтайцев священным является - привязывание ленточек - "кыйра". Эти ленточки привязываются на больших перевалах, возле источников "Кара-Суу". Ленточки могут быть белого, желтого, синего цвета. Их можно привязывать только четное количество. Существует своя технология привязывания, т.е. узлы, каждая из которых имеет свое значение.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Популярные материалы:

Саратов и Саратовский край на рубеже веков
К концу третьей четверти века в Саратове насчитывалось 2250 дворов, 300 лавок и свыше 50 рыбных и соляных амбаров. Его население составило уже около 15 тысяч жителей. В 1798 году появился план губернского Саратова, из которого видно, что ...

Магия купальской ночи
По поверью, Ивановская ночь считалась временем разгула нечисти, все наполнялось чудодейственной силой, деревья переходят с места на место, разговаривают между собой птицы, животные, растения, некоторым удавалось понять их речь. На болотах ...

Кулачный бой в культуре донских казаков
Как отмечает Т.А.Бернштам, едва ли не единственным видом мужского союза с некоторыми архаичными формами ритуализированного – военного/борцовского – поведения в мирной бытовой ситуации предстает организация кулачного боя(1). По мнению А.М. ...