Формирование празднично-обрядовой культуры алтайского этноса: Содержательные и технологические аспекты
Второй этап праздника - выполнение алтайского обряда освящения места, где потом будет проводиться основная часть мероприятия. Обряд проводится на невысоком холме или горке с южной стороны. В день праздника рано утром, с восходом солнца начинается ритуал. Самое благоприятное время начала ритуала - это время восхода. Мы встречаем Солнце - дающее нам жизнь, в холоде нас обогревающее, в голоде нас кормящая, праведный путь нам указывающее… Возводим огонь на камнях нетесаных и с белым молоком и с белыми, чистыми мыслями обращаемся к Небу, к Солнцу, благословляем Матушку Землю, просим мира и благоденствия всему человечеству, Глубинному Алтаю, алтайскому народу, нашим соседям, родственникам и всему живому на большом Алтае. Освещаем Кыйра, привязываем к белому дереву, угощаем всех приглашенных сущих и не сущих в этом мире. В этом обряде могут принимать участие пожилые, уважаемые люди села, у которых в течении года в семье или у близких родственников не было смерти. (приложение №2)
Третий этап праздника - проведение различных соревнований, в основе которых лежат алтайские традиции. Это - и алтайские традиционные спортивные игры, и состязания, например: стрельба из лука, шатра, кодурги таш, тебек, камчы, гиревой спорт, лазание на кедр, а также очень популярные среди алтайцев скачки на лошадях. После спортивных мероприятий проводится конкурс стилизованного алтайского костюма, под которым подразумевается использование при изготовлении современных мужских и особенно женских костюмов элементов алтайской одежды.
На четвертом этапе в селах готовят угощения, накрывают общий стол, на который ставят жирный бульон "кочо" и традиционные мясные блюда. После чего продолжаются игры, состязания.
Пятый этап - это вечернее выступление творческих коллективов на сцене и награждение победителей ценными призами.
Однако не стоит забывать, что все алтайские народные праздники проводятся в период новолуния, т.к. это имеет огромное значение. Алтайцы издревле почитают культ Солнца и Луны, для них оно священно. В период старой Луны алтайцы из дома огонь не выносят, из печи золу не выносят, на дальнюю дорогу стараются не отправляться. А также не проводят больших праздников, свадеб, на улице не произносят имя человека в слух, стараются ночью на улицу не выходить, а если и выходят, то только с головным убором и дунув в огонь - огонь бережет человека.
Для алтайцев самое священное и благословенное - это Огонь. Они обращаются к нему "От-Эне" - дословно Мать Огонь. Огонь имеет своего хозяина. Огонь живой. Священнее огня и Больше Огня в мире ни чего нет. Огонь может создавать и может разрушать.
Запреты, связанные с огнем:
В период старой Луны алтайцы из дома нельзя выносить огонь, из печи - золу не выкидывают, а собирают до тех пор, пока Луна станет новой, и выливают туда, куда человеческая нога не наступит.
В огонь нельзя выливать огонь, мусор, нельзя плевать.
В огонь нельзя направлять острые предметы.
А также для алтайцев священным является - "Арчын" - можжевельник. Для алтайцев это самое священное растение. С помощью можжевельника они очищаются, просят благословения.
Запреты, связанные с можжевельником:
Человек должен специально ехать за можжевельником.
Не всякий может рвать можжевельник: женщине нельзя рвать можжевельник, пьяному, ради денег, если недавно умер близкий.
Можжевельник можно рвать только рано утром.
А также для алтайцев священным является - привязывание ленточек - "кыйра". Эти ленточки привязываются на больших перевалах, возле источников "Кара-Суу". Ленточки могут быть белого, желтого, синего цвета. Их можно привязывать только четное количество. Существует своя технология привязывания, т.е. узлы, каждая из которых имеет свое значение.
Популярные материалы:
Первостроители Северодвинска
Июньским днем 1936 года причалил колесный пароход «Иван Каляев» к пристани поморского монастыря. Справа расстилался, розовый от цветущего шиповника, остров Ягры прямо золотились луковицы церкви, за черту горизонта уходили болота.
«Слож ...
Подражательные танцы коренных народов севера
В прошлом, и в настоящее время у коренных народов Севера были распространены подражательные танцы, существовавшие как часть тех или иных обрядовых действий в прошлом. Большинство подражательных танцев тотемического характера, они были свя ...
Русский земледельческий календарь
Народные праздники и обряды всегда были связаны с русским земледельческим календарем, который сопровождал жизнь наших далеких предков. Он складывался постепенно в течение многих столетий и передавался из поколения в поколение.
Русский зе ...