Празднично-обрядовая культура алтайского этноса: основные понятия

Материалы » Сохранение и развитие празднично-обрядовой культуры алтайского этноса » Празднично-обрядовая культура алтайского этноса: основные понятия

Страница 5

Истоки народной художественной культуры, в том числе праздников и обрядов, необходимо искать в глубокой древности. Они тесно переплетаются с трудом и бытом наших далеких предков, находят свое выражение в мифах, былинах, сказаниях, верованиях, обычаях, традициях и т.д. В том или ином виде они сохранились до наших дней, передаваясь из поколения в поколение.

Народы каждой страны на протяжении многовековой истории создавали свои обычаи, обряды, ритуалы, всегда стремились торжественно отметить наиболее важные события своей жизни.

Потребность разнообразить быт, красиво и торжественно отмечать важные события своей жизни возникла у людей в самые отдаленные времена. Праздники и обряды, как и другие явления общественной жизни, появились в ответ на запросы человека, на его стремление к познанию окружающего мира, к общению с другими людьми, в ответ на потребности к эстетическому сопереживанию, стремление к прекрасному.

Обычаи, праздники и обряды уходят своими корнями в глубокую старину и крепко связаны с трудом и укладом жизни народа.

Празднества устраивались нашими предками после удачной охоты, Торжествами и особыми, приуроченными к ним обрядами народ встречал весну, осень, зиму, прославляя и поклоняясь деревьям, цветам, родной природе, заботясь о будущем урожае, благополучии своего рода, придерживаясь, правил народного календаря. [4, с.75]

В повторяющихся циклах праздников олицетворялось повторение жизни, отсюда безусловное соблюдение обычаев и традиций, периодическая повторяемость устоявшихся условно-символических действий.

Праздники и обряды диктовали нормы поведения людей задолго до появления нравственности, закрепляя их в памяти поколений, требуя их повторения и неукоснительного соблюдения.

С помощью праздников осуществлялась связь поколений, укреплялись межличностные взаимоотношения в группах людей, восполнялся дефицит общения, удовлетворялись эмоциональные и психологические потребности людей.

"Праздник, приобщая людей к культурным ценностям и достижениями, всегда был и остается эффективным средством воздействия на духовный мир человека". Одним из главных механизмов развития современной культуры алтайцев стало развитие праздничной культуры. Республиканское Министерство культуры Горного Алтая сосредоточило свои усилия и финансы на проведении национальных праздников.

Наблюдаемый в настоящее время процесс глобализации, затронувший в той или иной мере все страны мира и входящие в них социоисторические организмы, ведет к унификации практически всех областей жизни населяющих их народов, в том числе и их культуры. В Российской Федерации есть регионы, в которых проживают различные этносы с частично сохранившейся этнической культурой - это, в первую очередь, Сибирь и Северный Кавказ. Проблема сохранения, возрождения или модернизации этнической культуры является частью национальной и культурной политики нынешней российской администрации. Нужно ли создавать для этнических регионов специальные программы по сохранению и возрождению этнических культур, если процесс культурной глобализации неизбежен? Какова роль федеральных и местных (республиканских) учреждений культуры в процессе формирования современного культурного социума?

Исследование традиций каждого народа в наши дни приобрело особое значение, поскольку очень возрос интерес к проблемам экологии культуры. Назрела необходимость защиты и сохранения культурных особенностей народов. В наш век технических достижений все "этническое", "этнокультурное" уходит и может навсегда исчезнуть, тогда мы потеряем жизненно необходимую связь с культурным богатством предшествующих поколений. [Н.А. Тадина "Алтайская свадебная обрядность ХIХ-ХХ вв. стр.3 Г-А"]

Рассмотрев выше изложенные определения понятий "праздник", "обряд" и "культура", следует сказать, что каждый исследователь дает свое определение этим понятиям. Следует отметить, что обычаи и традиции, какого либо этноса, со всей полнотой раскрываются именно в народных праздниках, так как в них отражается национальный характер. Народные праздники обычно сопровождаются обрядами, которые имеют свои исторические значения и смыслы. Исследователи называют ее празднично-обрядовой культурой народа

.

Таким образом, изучив возникновение праздника и обряда и поняв их значение, можно сделать вывод, что во все времена празднично-обрядовая культура была важнейшей составляющей жизни людей. Она передавалась поколениям как особый "ключ", которым открывались все "двери" народного быта. А в наше время главной задачей является не дать погибнуть этому огромному пласту алтайской национальной культуры.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Популярные материалы:

Начало восстановления народного хозяйства в 1943-1945 годах
После освобождения Гомеля от немецко-фашистских захватчиков необходимо было решить важнейшую проблему восстановления гор рода. За период оккупации Гомеля (19 августа 1941 г. - 26 ноября 1943 г.) немецко-фашистские захватчики уничтожили св ...

Этногенез и этническая история
Так что же собой представляет само понятие этногенез? Этногенез (от греч. ἔθνος, «племя, народ» и γένεσις, «происхождение»), этническая история — процесс сложения этнической об ...

Семиотический аспект в росписях, резьбе, костюме семейских Забайкалья
В функциях росписей семейских Забайкалья отражаются эстетические, моральные и национальные взгляды людей. Поэтому необходимо выделить те функции, которые должны быть основными для данного типа культуры. § Практическая функция Народные р ...