Празднично-обрядовая культура алтайского этноса: основные понятия

Материалы » Сохранение и развитие празднично-обрядовой культуры алтайского этноса » Празднично-обрядовая культура алтайского этноса: основные понятия

Страница 3

Праздник, если определять его не традиционно, есть свободная жизнедеятельность, протекающая в чувственно обозримых границах места и времени и посредством живого контакта людей, собравшихся добровольно. Территория этой жизнедеятельности располагается, как правило, вне сферы материальной пользы и соотносится не столько с миром средств, сколько с миром идеалов! Праздновать - значит свободно общаться и коллективно переживать идеальные устремления, которые на время как бы стали реальностью, а следовательно, ощущать полноту жизни - индивидуальной и коллективной, пребывающей в состоянии гармонии с собой и окружающим социальным и природным миром. Иначе говоря, жизнедеятельность в ситуации праздника дает людям удовлетворение в той его избыточной форме, какая в будничных условиях подавляется или игнорируется. Благодаря этому она приносит людям разрядку от той неприятной напряженности, которая накапливается в них в результате действий обыденного характера, и вместе с тем означает нечто большее - подлинное прикосновение к счастью.

По своей сущности и значению праздник представляют собой сложную социально-педагогическую систему, позволяющую решать одновременно целый ряд взаимосвязанных социально-педагогических задач: формировать материалистическое мировоззрение, воспитывать высокие нравственные чувства - патриотизм и интернационализм, коллективизм и гуманизм, уважительное отношение к старшим, к труду, к женщине; развивать высокий эстетический вкус, прививать уважение к закону, к нормам морали, утверждать здоровый образ жизни, повышать культуру досуга, интересно и содержательно отдыхать.

Праздники стали поистине неотъемлемым элементом общественной жизни, они несут в себе социальные и культурные функции. Способствуя сохранению достижений отечественной культуры, они передают исторический опыт новым поколениям, формируют общественное мнение по актуальным вопросам международной и внутренней жизни, удовлетворяют первейшие социальные потребности людей - нравственные, эстетические, культурно-бытовые, но прежде всего - потребность в общении, а также отдыхе и развлечениях.

Велика роль праздника в нравственном, трудовом, эстетическом воспитании. Они способствуют также физическому воспитанию, правовому, экологическому.

Мозаев определяет праздник как свободу по поводу коммуникации.

Для Туманова праздник не имеет лимита времени и пространства.

Генкин Д.М. сказал, что праздник - это педагогическая система, имеющая свою цель, структуру, время, подходы и т.д.

Плюснин А.Д. сказал, что праздник - это художественно оформленное, не имеющее локальной площадки и лимита времени массовое торжество большой общности людей, выражающих коллективное эмоциональное отношение к детали событиям, традициям, предусматривающее как воспроизведение зрелища, так и активное проявление самодеятельности через активные формы самовыражения.

Что же такое праздник?

Праздник - это торжественная форма ознаменования различий событий или общественной жизни, основанная на поверьях и обычаях народ день, свободный от трудов и повседневных будничных забот, они были формой общественной жизни, совпадающей с важнейшими моментам! производственного года охотника, пастуха или земледельца.

Также праздники являлись художественным откликом на окружающий мир, историческую реальность, они воплощали самобытный комплекс ритуальных условно-символических действий, отражающих определенные идеи и содержание.

В научной литературе сложилась довольно пестрая картина подхода к понятию "праздник". В философских исследованиях пока не преодолен некоторый вакуум, недооценивается важное значение категории "праздник" для более глубокого понимания категорий "образ жизни", "духовная жизнь", "общественное сознание" и др.

Форма празднования вообще понимается как способ внутреннего и внешнего выражения содержания празднования.

Содержание празднования включает в себя основные элементы, отражает единство свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций развития праздников в обществе. Содержание празднования зависит от его способа.

Отражая основные идеи празднования, она становится моментом содержания. Форма выражает также внешнюю сторону способа празднования через систему праздников. Следует отличать содержание и форму празднования от содержания и формы праздника. Содержание и форма празднования связаны со способом празднования в обществе. Содержание и форма праздника являются конкретным содержанием и формой отдельного праздника или группы праздников. Форма и содержание празднования есть проявление борьбы противоположностей, находящихся в тесном единстве. Типу содержания празднования соответствует определенная форма празднования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Популярные материалы:

Этническое возрождение белорусского народа
При оценке этнической ситуации, складывавшейся на белорусских землях со второй половины XVI века, необходимо учитывать две группы явлений: те, что тормозили, вернее, усложнял этнические процессы, и те, что способствовали их развитию, конс ...

Особенности национального характера финнов
При нарастающей в современном мире интенсификации международных связей, развитии интеграционных процессов происходят взаимопроникновение национальных культур, их адаптация. Это выражается и в универсализации этических, поведенческих норм ...

Застройка города
В основном Одесса представлена архитектурой XIX—XX столетий: неоклассицизм, модерн, постмодернизм, конструктивизм. Первые здания в Одессе строились в стиле классицизма, отличались рационализмом и скупостью декора. Многонациональный состав ...