Кожаная посуда

Из шкур верблюдов мастера-умельцы делали замечательную посуду — Опртхо

(кувшины). Верблюжью шкуру опускали в корыто с закваской, где выдерживали несколько дней. Потом вытаскивали, снимали острым ножом шерсть и сушили шкуру на воздухе. Когда она подсыхала, из нее по специальному лекалу вырезали две одинаковые части — половинки будущего бортхо. Положив эти части друг на друга, края плотно и прочно сшивали, и сшитый сосуд втугую набивали сырой глиной. Потом делали на улице земляную печь и затапливали ее кизяком. Когда печь разгоралась, в огонь подбрасывали сырую полынь. Начинал идти обильный дым, над которым и держали бортхо.

Мастер металлическим резцом искусно наносил на его поверхность различные рисунки и узоры.

От сильного жара бортхо становилось темно-красным. Тогда его вытаскивали из огня и выбивали глину, наполнявшую его. Потом бортхо сушили на солнце в течение четырех-пяти дней. Затем чистили, полоскали внутри, прикрепляли металлическую (серебряную) крышку с гравировкой, ременную ручку, наливали в бортхо чигян или самогонку, проверяя его на прочность. Получался великолепный сосуд: его можно было перевозить на лошадях и верблюдах, не боясь разбить, в летнее время в нем можно было держать прохладный напиток, не боясь, что он нагреется на солнце.

Горловину, бока, крышку бортхо часто отделывали серебром, такое бортхо называлось серебряным. Когда сватали девушку или ехали к почетному человеку в гости, то являлись с серебряным бортхо, полным водкой (аракой). Вместимость бортхо 2 — 3 литра.

Почти по такому же принципу делали и другую посуду с теми же качествами, как у бортхо: она называлась бервэ.

С забитого верблюда снимали голенную шкуру, сшивали будущее днище, наполняли сырой глиной и несколько дней коптили на медленном огне. Когда шкура затвердевала, глину выбрасывали. Получалась продолговатой формы посуда. В нее можно было наливать любую жидкость: зимой жидкость сохранялась теплой, а летом — прохладной. Посуда из кожи заменяла калмыкам термос.

Характерной особенностью калмыцкого кочевого хозяйства является использование кожи, снятой с небольшого животного, в качестве сырья для поделки естественных емкостей для хранения сыпучих веществ: круп и муки.

Большой интерес вызывает калмыцкая деревянная посуда «тавг» - для сваренного мяса. Заготовка для этого предмета домашней утвари вытачивалась, а затем в дальнейшем обрабатывалась острым ножом. Следующая технологическая операция предусматривала пропитку в кипящем бараньем жире, что придавало поверхности прочность и декоративность.

Популярные материалы:

История Таганрогского парка культуры и отдыха (XIX–XX в)
«Отношение природы и человека – это отношение двух культур, каждая, из которых, по-своему, «социальна» и общежительна…» Д.С. Лихачев. «Был в саду…Сад великолепен…» А.П.Чехов Взаимодействие человека с природой, с ландшафтом не всег ...

Историография проблемы
Для подробного описания английского общества середины XIX века мною был использован роман Чарльза Диккенса "Большие надежды", который можно отнести к документальному источнику. Во-первых, потому, что Чарльз Диккенс является сов ...

Образование в казачьих станицах
Первые школы в станицах Терского казацкого войска появились в первой трети 19 века. До этого центрами грамотности были церковные приходы, где обучение проводили местные священники. В школьных программах значились следующие предметы: закон ...