Развитие этнологии в России

Материалы » История этнологии в период романтизма » Развитие этнологии в России

В России интерес к этническим проблемам появился во второй половине XVIII в., когда впервые в русской общественной мысли были поставлены вопросы о месте и роли России среди других народов, об исторических корнях - русского народа, об особенностях русской культуры и т.д. [3, с. 6].

Проникновение Романтизма и его распространение в России существенно повлияло на становление этнологии как науки. Российская империя на тот момент была огромной полиэтнической страной и правительство старалось собрать материал о присоединённых землях, о народе, его культурной жизни.

В ХIX в. интерес к этническим проблемам возрос под влиянием движения славянофилов, которые ставили своей задачей развитие национального самосознания русского народа, сохранение его национальной самобытности[4, с. 16].

Началом русской этнологии можно считать учреждение в 1846 г. Русского географического общества. Оно было создано для выполнения не только научных, но и прикладных заданий[3, с. 7]. В 1849 г. В составе Географического общества было открыто Отделение этнографии[4, с. 16]. В программу общества входило всестороннее изучение России: ее географии, природных богатств и народов. Государственные интересы требовали также сведений о народах Сибири, Средней Азии, Кавказа. Для этого внутри общества было создано этнографическое отделение, главная задача которого состояла в исследовании «умственных способностей русского народа», его способов жизни, нравов, религии, предрассудков, языка, сказок и т.д. Тогда же была принята программа «Об этнографическом изучении народности русской», в соответствии с которой проводились все этнографические исследования [3, с. 7].

В 40-50-х гг. XIX в. русские ученые К.М. Бэр, Н.И. Надеждин, К.Д. Кавелин сформировали основные принципы этнографической науки, которые и стали проводиться в жизнь Русским географическим обществом. На одном из заседаний общества, в 1846 г. Н.И. Надеждин выступил с программой «Об этнографическом изучении народности русской», в которой призывал описывать: 1) быт вещественный, 2) быт житейский, 3) быт нравственный и 4) язык. Нравственный быт включал в себя все явления духовной культуры, и среди них — «народную характеристику». Сюда же входило описание умственных и нравственных способностей, семейных отношений и особенностей воспитания детей.

Особое место в истории русской науки о народах занимает научная деятельность Н.Н. Миклухо-Маклая, который стремился доказать единство человеческого рода, физическую и психическую равноценность всех рас и народов, обосновать идею о том, что все различия между народами вызваны природными и социальными условиями их жизни. Исследование материальной и духовной культуры, психологии и социальных отношений папуасов Новой Гвинеи и народов Океании позволили ученому обоснованно отрицать сущность расистских теорий. И хотя в трудах ученого не исследуются собственно теоретические проблемы этнологии, они тем не менее содержат богатые наблюдения и материалы для таких обобщений [4, с. 16].

Популярные материалы:

Псковский Кремль
Над всей картиной города господствовал Кремль и возвышавшийся Троицкий собор, построенные на самом высоком холме Пскова. Громады угловых башен города – Покровской и Варламской так и притягивают внимание своей красотой и мощью. Кремль бы ...

Народные художественные традиции празднования Пасхи
Пасха как важнейший православный праздник. Определение его даты по «Пасхалиям». Ветхозаветный и новозаветный смыслы Пасхи. Библейское сказание о воскресении Христа. Художественные элементы пасхальных народных гуляний, игр, развлечений. Па ...

После свадьбы. "Красный стол"
Утром родственники топили баню для новобрачных. Её готовили как обычно, соблюдали только запрет колотить головешки кочергой, чтобы муж не бил жену. Приставницы - крестная, тетки молодой отправлялись будить молодых. Они стучали в двери, г ...