Развитие этнологии в России
В России интерес к этническим проблемам появился во второй половине XVIII в., когда впервые в русской общественной мысли были поставлены вопросы о месте и роли России среди других народов, об исторических корнях - русского народа, об особенностях русской культуры и т.д. [3, с. 6].
Проникновение Романтизма и его распространение в России существенно повлияло на становление этнологии как науки. Российская империя на тот момент была огромной полиэтнической страной и правительство старалось собрать материал о присоединённых землях, о народе, его культурной жизни.
В ХIX в. интерес к этническим проблемам возрос под влиянием движения славянофилов, которые ставили своей задачей развитие национального самосознания русского народа, сохранение его национальной самобытности[4, с. 16].
Началом русской этнологии можно считать учреждение в 1846 г. Русского географического общества. Оно было создано для выполнения не только научных, но и прикладных заданий[3, с. 7]. В 1849 г. В составе Географического общества было открыто Отделение этнографии[4, с. 16]. В программу общества входило всестороннее изучение России: ее географии, природных богатств и народов. Государственные интересы требовали также сведений о народах Сибири, Средней Азии, Кавказа. Для этого внутри общества было создано этнографическое отделение, главная задача которого состояла в исследовании «умственных способностей русского народа», его способов жизни, нравов, религии, предрассудков, языка, сказок и т.д. Тогда же была принята программа «Об этнографическом изучении народности русской», в соответствии с которой проводились все этнографические исследования [3, с. 7].
В 40-50-х гг. XIX в. русские ученые К.М. Бэр, Н.И. Надеждин, К.Д. Кавелин сформировали основные принципы этнографической науки, которые и стали проводиться в жизнь Русским географическим обществом. На одном из заседаний общества, в 1846 г. Н.И. Надеждин выступил с программой «Об этнографическом изучении народности русской», в которой призывал описывать: 1) быт вещественный, 2) быт житейский, 3) быт нравственный и 4) язык. Нравственный быт включал в себя все явления духовной культуры, и среди них — «народную характеристику». Сюда же входило описание умственных и нравственных способностей, семейных отношений и особенностей воспитания детей.
Особое место в истории русской науки о народах занимает научная деятельность Н.Н. Миклухо-Маклая, который стремился доказать единство человеческого рода, физическую и психическую равноценность всех рас и народов, обосновать идею о том, что все различия между народами вызваны природными и социальными условиями их жизни. Исследование материальной и духовной культуры, психологии и социальных отношений папуасов Новой Гвинеи и народов Океании позволили ученому обоснованно отрицать сущность расистских теорий. И хотя в трудах ученого не исследуются собственно теоретические проблемы этнологии, они тем не менее содержат богатые наблюдения и материалы для таких обобщений [4, с. 16].
Популярные материалы:
Музеи знаменитых людей
	 
1. Музей Бальзака 
Музей размещается в доме, в котором писатель жил в 1840-1847 гг. В музее представлены портреты, один дагерротип и карикатуры Бальзака, его произведения, а также картины и гравюры 
2. Музей Виктора Гюго 
В этом доме, пос ...
	
Хозяйство русских поселенцев в Причулымье
	 
До начала 1890-х гг. переселенцы приселялись преимущественно к старожилам, однако это не вело к какому-либо перераспределению земельных угодий. Они старались сразу же завести собственную пашню и разрабатывали целину. Тем более так обстоял ...
	
Появление христианства на Белоруской земле. Христианский характер
формирования белорусской народности
	 
белорусский народность христианство 
Важной вехой в истории белоруской земли является принятие христианства, ставшего идеологической основой феодальной культуры и оказавшего влияние на всю средневековую культуру. 
Новая религия далеко не  ...