История Таганрогского парка культуры и отдыха (XIX–XX в)

Материалы » История Таганрогского парка культуры и отдыха (XIX–XX в)

Страница 1

«Отношение природы и человека –

это отношение двух культур,

каждая, из которых, по-своему,

«социальна» и общежительна…»

Д.С. Лихачев.

«Был в саду…Сад

великолепен…»

А.П.Чехов

Взаимодействие человека с природой, с ландшафтом не всегда длится столетиями и тысячелетиями и не всегда носит «природно-бессознательный» характер. След в природе остается не только от сельского труда человека, и труд его не только формируется природой: иногда человек сознательно стремиться преобразовать окружающий его ландшафт, сооружая сады и парки.

«Сады и парки создают своего рода «идеальное» взаимодействие человека и природы, «идеальное» для каждого типа человеческой истории, для каждого творца садово-паркового произведения».1.

Садово-парковое искусство – наиболее захватывающее и наиболее воздействующее на человека из всех искусств. Такое утверждение кажется на первый взгляд странным. С ним как бы трудно согласиться. Но вдумайтесь беспристрастно и вспомните собственные впечатления от посещения наиболее дорогих нам всем исторических парков, пусть даже и запущенных.

Вы идете в парк, чтобы отдохнуть – без сопротивления отдаться впечатлениям, подышать чистым воздухом с его ароматом весны или осени, цветов и трав. Парк окружает вас со всех сторон. Вы и парк обращены друг к другу, парк открывает вам все новые виды: поляны, боскеты, аллеи, перспективы, - и вы, гуляя, только облегчаете парку его показ самого себя. Вас окружает тишина, и в тишине с особой остротой возникает шум весенней листвы вдали или шуршание опавших осенних листьев под ногами, или слышится пение птиц, или легкий треск сучка вблизи, какие-то звуки настигают вас издали и создают особое ощущение пространства и простора. Все чувства ваши раскрыты для восприятия впечатлений, и смена этих ощущений создает особую симфонию - красок, объемов, звучаний и даже ощущений, которые приносят вам воздух, ветер, туман, роса…

«Сады и парки – это важный рубеж, на котором объединяются человек и природа. Сады и парки одинаково важны – и в городе и за пределами города».

Есть и еще одна сфера, которую человеку дарит по преимуществу парк или даже только парк. Это сфера исторического времени, сфера воспоминаний и поэтических ассоциаций.

«Исторические воспоминания и поэтические ассоциации – это и есть то, что больше всего очеловечивает природу в парках и садах, что составляет их суть и особенность. Парки ценны не только тем, что в них есть, но тем, что в них было. Временная перспектива, которая открывается в них, не менее важна, чем перспектива зрительная». 3.

Отношение к прошлому может быть двух родов: как к некоторому зрелищу, театру, представлению, декорации и как к документу. Первое отношение стремится воспроизвести прошлое, возродить его зрительный образ.

Второе стремится сохранить прошлое хотя бы в его частичных остатках. Для первого в садово-парковом искусстве важно воссоздать внешний, зрительный образ парка ил сада таким, каким видели в тот или иной момент его жизни. Для второго важно ощутить свидетельство времени, важна документальность. Первое говорит: таким он выглядел, второе свидетельствует.

В двух отношениях к прошлому есть и еще одно существенное различие. Первое будет требовать: только одна эпоха – эпоха создания парка, или его расцвета, или чем-либо знаменательная. Второе скажет: пусть живут все эпохи, так или иначе знаменательные, ценна вся жизнь парка целиком, ценны воспоминания о различных эпохах.

«Восприятие памятника искусства только тогда полноценно, когда он мысленно воссоздает, творит вместе с творцом, исполнено историческими ассоциациями».

Первое отношение к прошлому создают, в общем-то, учебные пособия, учебные макеты: смотрите и знайте! Второе отношение к прошлому требует правды, аналитических способностей: надо отделить возраст от объекта, надо вообразить, как тут было, надо в некоторой степени исследовать. Это второе отношение требует большей интеллектуальной дисциплины, больших знаний от самого зрителя: смотрите и воображайте. И это интеллектуальное отношение к памятникам прошлого рано или поздно возникает вновь и вновь. Нельзя убить подлинное прошлое и заменить его театрализованным, даже если театрализованные реконструкции уничтожили все документы, но место осталось: здесь, на этом месте, на этой почве, в этом географическом пункте, было – он был, оно, что-то памятное произошло.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Популярные материалы:

Река Мойка
Множество легенд о происхождении названия этой реки в первую очередь связано со звуковыми ассоциациями. Название «Мойка» произошло от прежнего старинного наименования реки — Мья. Возможно, здесь имело место влияние звукового сходства слов ...

Роль пантеона славянских богов в организации помощи и взаимопомощи
К сожалению, источники, отражающие языческую жизнь славянских племен, уничтожены в период христианизации Руси, поэтому возможна лишь реконструкция основных элементов поддержки и защиты. Как отмечает И.Я. Фроянов, прародители славян - ско ...

Расселение и особенности культуры башкирского народа на Урале
Помимо собственно Республики Башкортостан, башкиры также живут в Челябинской, Оренбургской, Курганской, Свердловской, Самарской и Саратовской областях, Пермском крае. Говорят на башкирском, русском и татарском языке. Пермские и свердловск ...