Старое и новое в намусе

Материалы » Кодекс чести дагестанцев » Старое и новое в намусе

Страница 2

Над настоящим мужчиной никто не должен смеяться. Стать смешным — значит потерять намус. Уязвлен намус, если ты на пиру забылся, был не выдержан в еде и питье, и над тобой смеялись. Даже насмешливый иронический взгляд считается оскорблением мужского достоинства.

Если задет намус и это произошло по твоей собственной вине, судьей себе должен быть сам мужчина. Еще Евгений Марков в изданных им в 1904 году «Очерках Кавказа» давал зарисовки такого суда над самим собой, чтобы восстановить грозивший поколебаться намус:

«Горец совсем не дорожит жизнью, если эта жизнь чем-нибудь "обесчещена". Я с изумлением знакомился с (поучительными случаями горской криминалистики. Там на всяком шагу — короткая и решительная расправа с чужими, с самим собой, с самыми дорогими сердцу, А убийство кровного врага есть такое торжество, которым гордятся как подвигом».

Не по одним важным случаям решается горец проливать кровь — свою и чужую. Он отвечает ею на всякое оскорбление.

Житель селения Мюрага Магомед-Омар-оглы застрелился после того, как мать при всех соседях побранила его за ленность.

Муртазали, сын Али-Бека, убивает себя за то, что поссорившийся с ним отец не согласился простить его. При виде бездыханного трупа Али-Бек выхватывает кинжал и, поставив на пол рукоятку его, закалывается сам.

Мало того, горец убивает себя сам даже за нарушение приличий.

Рабадан-Папала из Хаджал-Махи сильно пьянствовал, и его укоряли все родные и соседи. Раз, налившись, он обнажил кинжал и закричал людям: «Если живот мой не может обойтись без водки, то я сумею наказать его». Он ударил себя кинжалом в сердце и упал мертвый.

Бек-Булат из сел. Дургели от сильной натуги во время борьбы испустил звук, который считается у горцев величайшим позорам. Не желая пережить такое бесчестие, Бек-Булат, не медля ни минуты, застрелился из пистолета.

Даже в первые годы Советской власти были нередки случаи, подобные описанным.

В дореволюционных представлениях о мужской чести обнаруживаются влияние идеологии и условия материальной жизни разных народов страны. Косвенная сила этого времени отразилась и в горском намусе.

Отличительные признаки горского мещанина — кичливость, стремление выделиться, показать свою власть, основанную на власти денег.

Дагестанский историк Гасан Алкадари в 1891 году в книге «Асари Дагестан» писал так: «Аллах велик и славен. Если кто-нибудь, будучи богатым, оденется в дорогой костюм или возведет высокую постройку, другие, подражая ему, увлекаются такими примерами, понапрасну влезают в долги и впадают в заблуждение. В общем, беда, постигающая их, происходит от проживания в горах без общения с миром. Как сказал почтенный Физули, «дружба всегда бывает ветвью общения. Бог даст, в будущем и они пробудятся, и заложенные в их природе стремление к знанию и способности обнаружатся. Какая это была бы милость Аллаха!».

Гасан Алкадари приписывает «прибавление» к этой своей сентенции и отмечает тот идеал, к которому в его дни стремился в гopax мужчина. Это тоже был намус.

Вот выделенные Гасаном Алкадари признаки мужской удачи:

1-е. Достать себе Коран, написанный выдающимся почерком.

2-е. Красивая жена из числа двоюродных сестер.

3-е. Верховой жеребец из породы светло-серых лошадей Казахского магала или из светло-гнедых лошадей Карабаха.

4-е. Пистолет или ружье, изготовленные получившим в свое время в Крыму известность Гаджи Мустафой, или же мадьярское ружье изделия некоего Сарали, тамошнего же.

5-е. Хороший кинжал, изготовленный в селении Казанище и выделанный мастером по имени либо Базалай-Али, либо Абдул-Азиз.

6-е. Хорасанакая сабля или острая сабля выделки Исфаганского Уста-Асада, либо египетского изготовления.

Страницы: 1 2 3

Популярные материалы:

Старинное овцеводство в Азербайджане
Материалы данной статьи собраны в августе 1928 г. У полукочевников-овцеводов Прикуринской низменности, зимовники которых были расположены в Ганджинском уезде (Кировабадский и Касум-Исмаиловский районы). Важной отраслью хозяйства населения ...

Комплекс белорусского мужского национального костюма
Традиционный народный костюм (строй) - уникальный памятник материальной и духовной культуры, который занимает особое место в культурном наследии нашего народа. Народный костюм на протяжении столетий не оставался неизменным, а развивался в ...

Система церковных праздников
По объекту прославления православные праздники подразделяются на Господни, Богородичные, в честь святых и "бесплотных сил" (мира ангельского). По времени проведения - на неподвижные (непереходящие), за которыми закреплены особые ...