Старое и новое в намусе

Материалы » Кодекс чести дагестанцев » Старое и новое в намусе

Страница 1

Не ищите слово «намус» в словарях. Вы не найдете его ни в четырехтомном «Толковом словаре русского языка», ни в «Словаре иностранных слов», ни даже в «Большой советской энциклопедии». Лингвисты для перевода этого слова предложат эквивалент «честь», но они ошибутся. Ведь главное тут не в слове, а в сложных, порой противоречивых и самых разнохарактерных понятиях, которые в свое время определили все представления горца о жизни. За понятием намус скрывается целый моральный кодекс жителей гор. Намус — это, по существу, своеобразное обобщение обычаев, традиций, их квинтэссенция. Он когда-то пронизывал все поры горской жизни — и честь, и совесть и благородство. Чтобы показать наглядней, что стоит за данным понятием, я подойду к этой теме не как лингвист, а как историк, и «приведу из архивных документов, этнографических наблюдений и литературы отдельные картины горского быта, регламентированного неписанными законами гор. В целом это и есть намус.

Год 1926. Газета «Красный Дагестан». Из рубрики «Происшествия»:

«В сел. Леваши некто Абдул-Халил нанес своей жене пятнадцать ударов кинжалом только за то, что она решила сама уйти от мужа. Абдул-Хайил заявил, что так велел ему намус. По адатам уход жены считался позором для мужчины, оскорблением его чести. Жена Абдул-Халила умерла. Преступник предан советскому суду».

Год 1936, Аул Чиркей. Из этнографического дневника: «Идет второй день нашего пребывания в Чиркее — ауле, где старина пробивается сильнее всего. Здесь все с утра говорят о намусе. Ночью колхозник Курахмаев убил свою жену. Причина та, что жена потребовала, развода, а по шариату право быть инициатором в разводе принадлежит только мужу. Курахмаев считает, что пострадала его мужская честь. Директор школы, у которого мы остановились, пригласил нас принять участие в беседе € комсомольцами на тему о чести и достоинстве советского человека и о недопустимости в новых, советских условиях обычаев, порожденных дикими представлениями о намусе».

Старожилы рассказывают, что в ауле Асаб совершенно не знали краж. Потом в ауле стало все больше и больше бедняков, жить стало трудно, и один человек совершил кражу. Такое происшествие случилось впервые. По этому поводу, как и полагается, собрались старейшины. Приговор был такой: лишить вора «садами» при очередном ее распределении (садака — милостыня от мечети) и запретить вору в течение года брить голову, как это делает всякий правоверный мусульманин. Если он нарушит запрет и добреется, то и его, и человека, который побреет ему голову, подвергнуть штрафу.

Старики говорят, что решение было справедливым, но у старейшин возникло сомнение: не пострадает ли намус, ведь человек небритый? Решили: вор все равно потерял намус, и запрещение брить голову должно лишь подчеркнуть принятый им на себя позор,

В большинстве аулов Дагестана считалось невозможным, чтобы при разборе какого-нибудь дела женщина выступала в качестве свидетеля. Мужская честь (намус) не позволяла, чтобы рядом с мужчиной стояла женщина. В тех аулах, где свидетельства женщины все же принимались во внимание, сама женщина не могла участвовать в акте присяги. За нее присягали муж или брат.

Важнейшим признаком мужского достоинства в горах был в старину кинжал. Это тоже какая-то часть представлений о намусе. Не носить кинжал — это все равно, что не иметь мужской гордости. Кинжал всегда должен быть на поясе, а во время сна - под головой.

В сел. Карачи Унцукульското района в понятие намуса включалось и то, как умрет мужчина. Считалось позором для мужчины, если он умер своей смертью — от старости или по болезни, Настоящий мужчина должен погибнуть или в бою, или от руки кровннка. Свидетельство таким представлениям о намусе — харачинское кладбище. Судя по надписям на могильных камнях почти все похороненные там мужчины достойны намуса — были убиты.

Страницы: 1 2 3

Популярные материалы:

Крепость Самара
Официально датой основания Самары считается 1586 год, когда был издан указ царя Федора Иоановича об основании на реке Волге при впадении в нее Самарской перебоины (широкого рукава реки Самары) крепости Самара. Она должна была обеспечивать ...

Сватовство
Период между Рождественскими и Великим постами в Заонежье называли молодое время. Оно начиналось со святочного веселья, а после крещения играли свадьбы, шла свадебница, набирая полную силу в мясоед и за две недели до масленицы постепенно ...

Национальные праздники
Сурхарбан Одним из наиболее распространенных летних праздников является Сурхарбан. Его называют эрын гурбан наадан (три игры мужей). Один раз в год в начале лета, когда вскрывались реки, зеленела трава, подрастал молодняк, скот нагуливал ...