Символика РФ

Страница 2

Историк и писатель Н.М. Карамзин в "Истории государства Российского" высказал предположение о том, что символика российского герба ведет начало от общегосударственной печати. На ней впервые вместе были изображены всадник, поражающий копьем дракона, и двуглавый орел с коронами на головах.

Однако если на печати Ивана III обе эмблемы выступали как равнозначные, занимая каждая свою сторону, то уже в XVI в. двуглавый орел завоевывает господствующее положение, а в XVII в. становится главной эмблемой российского государственного герба.

Историк В.Н. Татищев в XVIII в. выдвинул версию о том, что происхождение герба в России связано с браком великого князя Ивана III и Софьи (Зои) Палеолог, племянницы последнего византийского императора Константина XI Палеолога. Именно после ее приезда в Москву Иваном III был взят герб Византии в виде двуглавого орла и соединен с московским, где был изображен всадник.

Известный историк начала XX в. Н.П. Лихачев опроверг эту версию, заявив, что Иван III никакого византийского герба позаимствовать не мог, поскольку в Византии, как и в Римской империи, существовали только личные печати император. Ни общегосударственной печати, ни тем более герба с орлом Византия не имела.

Западноевропейские монархи, современники Ивана III, считали себя прямыми потомками римских императоров. В связи с этим и стал символ императорской власти – двуглавый орел. Он отличался от символа королевской власти тем, что изображался в виде одноглавого орла.

Таким образом, появление на печати двуглавого орла можно объяснить желанием московского князя показать равенство с западными странами, особенно с императорами Священной Римской империи.

Какова же история происхождения и распространения двуглавого орла? Это один из древнейших символов и происходит он из стран Древнего Востока. Его первое изображение относится еще к VI в. до н.э. В XI в. двуглавый орел стал элементом восточного орнамента. В XIV в. он встречается на медных монетах золотоордынского хана Джанибека, но государственным гербом еще не становится. С XII в. изображение двуглавого орла распространяется и по Европе. Он становится королевским гербом императоров Германии и Священной Римской империи. Как эмблема двуглавый орёл носил не только светский, но и религиозный характер. В Византии двуглавый орёл был отличительным признаком принадлежности к императорскому двору, и одежда с его изображением свидетельствовала о высшем положении в государстве. Однако гербом в Византии он так и не стал и на императорских печатях никогда не использовался.

В царствование Ивана IV Грозного (1533— 1584) Россия покорила Казанское и Астраханское ханства, присоединила Сибирь. Рост могущества русского государства отразился и на его гербе. В 1560-е гг. царь провёл реформу печати. Двуглавый орёл на ней был увенчан одной короной с восьмиконечным православным крестом над ней. На лицевой стороне печати на груди орла был изображён щит с всадником. На другой стороне печати впервые появился орёл с единорогом — личным знаком царя. Единорог являлся символом силы и власти.

Государственный орел Алексея Михайловича (1645-1676) явился образцом для последующих официальных изображений русского гербового орла. У него были полностью раскрытые и высоко поднятые вверх крылья. Это символизировало собой полное утверждение России как сильного и мощного государства. Его головы были увенчаны тремя царскими коронами, на груди помещен щит с московским гербом, в лапах – скипетр и держава. До появления в лапах орла атрибутов монархической власти его когти были разжаты.

Все последующие русские государи также использовали две эмблемы — всадника и орла — для своих печатей. Они же вошли и в государственный герб. В 1667 г. в России создали новую государственную печать. Она знаменита тем, что её официальное описание было включено в Полное собрание законов. Это было первое постановление российского законодательства о форме и значении государственного герба. В специальном указе царя Алексея Михайловича 1667 г. "О титуле царском и о государственной печати" написано, что "орёл двоеглавный есть герб державный великого государя, царя и великого князя Алексея Михайловича"; три короны "знаменуют" три "великие — Казанское, Астраханское, Сибирское — славные царства". Скипетр и яблоко (держава) "являют" государя, самодержца и обладателя.

Видоизменялся государственный герб России и при Петре I (1682—1725). В 1721 г. Сенат после победного окончания Северной войны со Швецией "поднёс" Петру I императорский титул. Это повлекло за собой появление новых символов власти: на печатях и в гербе появляется императорская корона, устанавливаются и государственные гербовые цвета — чёрный орёл на золотом (жёлтом) фоне (такой орёл стал называться императорским). Кроме изменения цвета орла, на его крыльях впервые стали размещать щиты с гербами "Великих княжеств и Царств". На правом крыле были размещены щиты с гербами (сверху вниз) — Киевским, Новгородским, Астраханским, на левом — Владимирским, Казанским, Сибирским.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Популярные материалы:

Истоки этностатусных конфликтов
Этносоциальная стратификация (иерархическая соотнесенность этносов) – явление не социального пространства, а его идеологической интерпретации, в деятельности политических этноэлит и гуманитарной интеллигенции, которое четко осознается ее ...

Материальная культура и быт бедуинов
Бедуины отличаются скромностью и простотой быта. В шатре эмира или шейхов можно увидеть подушки, китайский фарфор, как результат союза с турками. Но у простого бедуина не было ничего кроме циновки, на которой он спал; подушкой же ему служ ...

История посада Парфентьева в период с 1778 г. по 19 в.
Реформой Екатерины ΙΙ в 1778 г. Парфеньев был разжалован в посад и присоединен к Галичской провинции. Изменились и значение Парфеньева, и его управление, и даже жизнь жителей. Теперь он входил в состав Кологривского уезда, и в е ...