Заключение
Обычная история обычной русской земли: бесконечные нашествия татар, междоусобицы, часть земель под владычеством Литвы. Наконец, кажется, твердая власть – присоединение к Москве, – и сразу вслед за этим – польско-литовская интервенция. Опять эта земля стала границей. Калужские крепости в эту пору осрамились. После изгнания интервентов их привели в порядок и поддерживали. Но уже через столетие «остроги» развалились, славные в летописях города стали тихими уездными центрами, а то и вовсе селами. О бурном прошлом этой богатой, плодородной, торговой губернии даже историки вспоминали редко, пока 1812 год не всколыхнул всю Россию. Осенью 1812 года, здесь на севере области, решилась судьба Отечественной войны. Названия калужских сел и деревень и сейчас звучат как строки военных реляций: Тарутино – лагерь русских войск, где за три недели переформировалась армия; Леташевка – ставка Кутузова; Спас-Загорье – место переправы русских войск через Протву; Малоярославец – поворотный пункт в войне; Городня – место, где Наполеон отдал приказ об отступлении. Война покатилась на запад. Заросли братские могилы и бастионы. К юбилеям выросли соборы и монументы.
Уже стала историей и недавняя война: тяжелые, жесточайшие бои 1941 – 1942 годов и наши первые победы. Прибавились новые монументы, для нас еще полные неостывшей боли.
Тяжело приходилось в такие годы памятникам архитектуры – беззащитным перед лицом войны, а слишком часто – и перед лицом воинствующих невежд. В истории калужской архитектуры (которая с самых ранних известных памятников всегда была ветвью московского зодчества) образовались непоправимые провалы. Но то, что осталось, – это огромное богатство, которое надо сберечь. Поколения уходят, а память и памятники остаются – живая нить, которая связывает прошлое с настоящим.
Популярные материалы:
Теории этноса в отечественной
этнологии
Исторически первым опытом научного осмысления проблемы этноса и этничности в российской науке стали работы С.М. Широкогорова, написанные им в 20-х годах. Однако из-за эмиграции автора они не получили распространения в отечественной этноло ...
Крестьянский брак и семейные обряды
крестьянская семья сибирь быт культура
Изучение свадебного обряда сибирских крестьян в конце XVIII – XIX в. важно не только для воссоздания картины народного быта, выявления характерных черт общественного сознания сибиряков, но и для уяс ...
Понятия «этнос» и «этничность»
этнос общность
Люди, населяющие нашу планету, образуют множество разнообразных общностей. Особое место среди них как по значимости в культуре, так и по устойчивости в истории занимают общности, именуемые в повседневном русском языке наро ...