Конструктивизм

Конструктивизм, в переводе с латыни, - построение. Это искусство возникло в рамках поздней “конструктивной” стадии стиля модерн. Последователи конструктивизма стремились к революционному переустройству жизни. Они выдвинули лозунг “производственного искусства” и внедрили его в жизнь. Были провозглашены новые эстетические идеалы простоты, демократичности, утилитарной целесообразности предметного мира. Преклоняясь перед возможностями новой техники, конструктивисты изучали и пропагандировали эстетические особенности таких материалов, как металл, стекло, бетон, дерево. Творческие концепции конструктивизма в архитектуре утверждали функциональность, технологичность архитектурных форм. Эти принципы были реализованы в теории и на практике братьев Весниных, Гинзбурга, Мельникова. В 1925 году была создана творческая организация ОСА, представители которой разрабатывали функциональный метод проектирования зданий и градостроительных комплексов, внедряли новые принципы планировки и переустройства поселков, городов. Если в первых сооружениях преобладал массив, то к 1930 году стекло стало заменять стены, крыши сооружались плоскими, симметричная композиция зданий развертывалась по горизонтали. Общественно признание получили многие сооружения конструктивистов.

Среди арбатских домов выделяется своей необычностью особняк в Кривоарбатском переулке, построенный в 1927-1929 годах известным архитектором К. Мельниковым.

Виртуозно владевший формой, он не “лепил” здания, а оперировал четкими геометрическими фигурами и объемами. Господству прямых углов в жилом доме Мельников противопоставил круг. Фантастически смелая и необычная форма в виде двух врезанных друг в друга бетонных цилиндров с оконными проемами, образующими орнаментальный узор, заключает в себе удобную квартиру в трех уровнях. Зодчий исходил из того, что цилиндр предоставляет наибольшую площадь здания, сокращая до минимума поверхность стен без прямых углов. Все в этом экспериментальном доме было необычно и удивительно - от конструкции до интерьеров и их освещения.

На рубеже 1920-1930-х годов наметился разрыв между творческими идеями конструктивизма и возможностями их реализации, что вело к засилью однообразных, упрощенных построек. Постепенно оживились течения в архитектуре и декоративном искусстве, которые ориентировались на использование наследия прошлого. Функционализм и сугубая утилитарность архитектуры подвергались суровой критике. К середине 1930-х годов конструктивизм уступает место неотрадиционализму (пролетарской классике). Идея конструктивизма несли черты социальной утопии, мыслившие проектирование новой Среды, как революции в общественном бытии и в сознании людей. Но конструктивизм не стал развиваться дальше, теперь вперед вышел неотрадиционализм. Он не обладал единой теоретической программой. Это направление объединяет все стилевые течения, тем или иным образом обращенные к тому или иному историческому стилю (постройки Щусева и Покровского, возрождавшие стили русской архитектуры 17-18 веков). Интерпретация классической традиции архитекторами 20 века включает в себя такие различные направления, как неоампир, неоренессанс, советский неоклассицизм 1930-1950-х годов. Наиболее сильно из перечисленных направлений развивался неоклассицизм.

Популярные материалы: