Украшения и вышивка

Страница 2

В восточнославянских вышивках давние традиции имеет "двустороннее" шитье (роспись). Выполнялось оно двукратным ходом рабочей нити швом "вперед иглу"; первый раз намечали контуры узора, обратным ходом заполняли пропущенные места. Вышивка имела вид тонких линий, создающих на лицевой и изнаночной стороне одинаковый узор. В белорусской вышивке "двусторонний" шов не получил особого развития. При орнаментации мужских и женских сорочек он обычно сочетался с другими техническими приемами - крестом, гладью. Изделия, декорированные "двусторонним" швом в качестве основного технического приема, встречаются в ряде районов Витебщины, а также изредка на юго-западе Брестского Полесья. На Гомельщине этот шов использовался преимущественно как контурный при обводке небольших геометрических мотивов.

В комплексе счетных швов по целой ткани одно из центральных мест занимает вышивка набором. Она украшала рушниковые головные уборы, праздничные сорочки, фартуки. Вышивка представляла собой орнаментальную полосу - бордюр, образованную определенным количеством рядов шва "вперед иглу". Нить протягивали сразу по всей длине или ширине узора, каждый последующий ряд находился на одну горизонтальную нитку ниже предыдущего. Узор создавался последовательным чередованием лицевых и изнаночных стежков требуемой длины.

К распространенным приемам относится шов «крест». Наибольшую популярность имел односторонний крест с параллельными стежками на изнаночной стороне ткани. Сначала вышивали ряд стежков, направленных в одну сторону, при обратном движении их перекрещивали вторым стежком. Этот способ позволял сравнительно быстро заполнить вышивкой большую площадь ткани. Вышивкой крестом орнаментировали намитки, сорочки, фартуки. Сочетание с древнейшими видами швов, геометрическая орнаментика узоров красного цвета указывают на давнее применение техники креста в белорусской вышивке. При орнаментации рушников и мужских сорочек применялся и двойной крест. По внешнему виду шов представлял собой сочетание двух крестов, одного поверх другого. Нижний - это простой фест со стежками по диагонали, верхний - с перпендикулярными стежками по горизонтали и вертикали. По своим размерам двойной крест больше простого, для его выполнения на иголку набирают не три, а шесть «чысленак». Использование двойного креста среди населения Белоруссии, по всей вероятности, относится к сравнительно позднему времени - XIX - началу XX в. По имеющимся материалам данный шов получил наибольшее распространение среди населения Гомельщины.

В белорусской вышивке значительное место занимают различные гладьевые швы. По способу выполнения выделяется прямая и косая гладь, "свободная" и счетная, по целой ткани и ажурной. Подобно русской и украинской вышивке издавна применялась двусторонняя счетная прямая и косая гладь по целой ткани. В первом случае параллельные стежки, отделенные друг от друга на одну нитку, ложатся вдоль прямых нитей утка или основы, во втором - стежки идут по диагонали навстречу друг другу. Такого рода гладью вышивали несложные геометрические фигуры - квадраты, прямоугольники, треугольники, ромбы, звезды. Двусторонняя гладь использовалась как самостоятельный прием, а также в сочетании с другими видами счетных швов.

Счетная вышивка по разреженной ткани, названная в специальной литературе строчевым шитьем, строчкой, в Белоруссии представлена главным образом мережками - узкими ажурными вышивками. Для их обозначения применялись следующие термины: «мярэжка», «мярэжанне». В отличие от белых мережек, использующихся как вспомогательный прием, полихромная мережка настилом являлась основным способом орнаментации нижней части рукавов женских сорочек, манжет, фартуков, рушниковых головных уборов. Выполнение такой вышивки подобно соединительной мережке заключалось в перевивании равных по величине вертикальных пучков нитей. Особенности переплетения, чередование нитей разных цветов давало возможность получать различные вариации геометрического узора.

Страницы: 1 2 

Популярные материалы:

Вечеринки
В тех случаях, когда свадьбу делали долгой, то есть на период от просватовства до свадьбы отводилось несколько дней (богатых заонежан - до двух недель), у невесты и жениха устраивались молодежные вечеринки. Если же со свадьбой торопились, ...

Смертность
Для полного понимания динамики народонаселения следует рассматривать не только уровень рождаемости, но и другую сторону медали - смертность. Если уровни рождаемости и смертности одинаковы (и в обществе нет миграции ни в страну, ни из нее) ...

Крестьянский брак и семейные обряды
крестьянская семья сибирь быт культура Изучение свадебного обряда сибирских крестьян в конце XVIII – XIX в. важно не только для воссоздания картины народного быта, выявления характерных черт общественного сознания сибиряков, но и для уяс ...