Украшения и вышивка
В восточнославянских вышивках давние традиции имеет "двустороннее" шитье (роспись). Выполнялось оно двукратным ходом рабочей нити швом "вперед иглу"; первый раз намечали контуры узора, обратным ходом заполняли пропущенные места. Вышивка имела вид тонких линий, создающих на лицевой и изнаночной стороне одинаковый узор. В белорусской вышивке "двусторонний" шов не получил особого развития. При орнаментации мужских и женских сорочек он обычно сочетался с другими техническими приемами - крестом, гладью. Изделия, декорированные "двусторонним" швом в качестве основного технического приема, встречаются в ряде районов Витебщины, а также изредка на юго-западе Брестского Полесья. На Гомельщине этот шов использовался преимущественно как контурный при обводке небольших геометрических мотивов.
В комплексе счетных швов по целой ткани одно из центральных мест занимает вышивка набором. Она украшала рушниковые головные уборы, праздничные сорочки, фартуки. Вышивка представляла собой орнаментальную полосу - бордюр, образованную определенным количеством рядов шва "вперед иглу". Нить протягивали сразу по всей длине или ширине узора, каждый последующий ряд находился на одну горизонтальную нитку ниже предыдущего. Узор создавался последовательным чередованием лицевых и изнаночных стежков требуемой длины.
К распространенным приемам относится шов «крест». Наибольшую популярность имел односторонний крест с параллельными стежками на изнаночной стороне ткани. Сначала вышивали ряд стежков, направленных в одну сторону, при обратном движении их перекрещивали вторым стежком. Этот способ позволял сравнительно быстро заполнить вышивкой большую площадь ткани. Вышивкой крестом орнаментировали намитки, сорочки, фартуки. Сочетание с древнейшими видами швов, геометрическая орнаментика узоров красного цвета указывают на давнее применение техники креста в белорусской вышивке. При орнаментации рушников и мужских сорочек применялся и двойной крест. По внешнему виду шов представлял собой сочетание двух крестов, одного поверх другого. Нижний - это простой фест со стежками по диагонали, верхний - с перпендикулярными стежками по горизонтали и вертикали. По своим размерам двойной крест больше простого, для его выполнения на иголку набирают не три, а шесть «чысленак». Использование двойного креста среди населения Белоруссии, по всей вероятности, относится к сравнительно позднему времени - XIX - началу XX в. По имеющимся материалам данный шов получил наибольшее распространение среди населения Гомельщины.
В белорусской вышивке значительное место занимают различные гладьевые швы. По способу выполнения выделяется прямая и косая гладь, "свободная" и счетная, по целой ткани и ажурной. Подобно русской и украинской вышивке издавна применялась двусторонняя счетная прямая и косая гладь по целой ткани. В первом случае параллельные стежки, отделенные друг от друга на одну нитку, ложатся вдоль прямых нитей утка или основы, во втором - стежки идут по диагонали навстречу друг другу. Такого рода гладью вышивали несложные геометрические фигуры - квадраты, прямоугольники, треугольники, ромбы, звезды. Двусторонняя гладь использовалась как самостоятельный прием, а также в сочетании с другими видами счетных швов.
Счетная вышивка по разреженной ткани, названная в специальной литературе строчевым шитьем, строчкой, в Белоруссии представлена главным образом мережками - узкими ажурными вышивками. Для их обозначения применялись следующие термины: «мярэжка», «мярэжанне». В отличие от белых мережек, использующихся как вспомогательный прием, полихромная мережка настилом являлась основным способом орнаментации нижней части рукавов женских сорочек, манжет, фартуков, рушниковых головных уборов. Выполнение такой вышивки подобно соединительной мережке заключалось в перевивании равных по величине вертикальных пучков нитей. Особенности переплетения, чередование нитей разных цветов давало возможность получать различные вариации геометрического узора.
Популярные материалы:
Род и этнический состав бачатских телеутов как административная и общественная
единица
С 17–20 вв. исследователи при изучении истории и культуры тюркоязычных народов обращают внимание на особую общественную организацию, которую называют сеок (соок-род, кость) и впервые упоминается в 1865 году.
Такое обилие сеоков, при чём ...
Основные концепции формирования белорусского этноса
Процесс формирования белорусского этноса, достаточно сложен и противоречив. Среди учёных нет единого мнения как о времени появления белорусов как этноса, так и о предках современных белорусов. Считается, что этногенез белорусов происходил ...
Кравивна
Долгое время в XVII в. бывший Крапивенский у. носил название Соловского, т. е. назывался по имени одной из рек, протекающих на его территории. В новом городе в 1636/37 г. было 2 посадских чел. и 270 ратных, в 1639/40 г. 258 ратных и казен ...