Изучение этнической истории региона на страницах научного журнала "Крым" (1925-1929)

Материалы » Изучение этнической истории региона на страницах научного журнала "Крым" (1925-1929)

Страница 2

Обзорному анализу в очерке Б. Н. Засыпкина подверглись средневековые минареты, медрессе, караван-сараи, бани и фонтаны, бывшие неотъемлемой частью архитектурного облика центров жизни татарского общества – Бахчисарая, Солхата, Карасубазара [2, с. 154–168].

В заключение исследования Б. Н. Засыпкин констатировал необходимость новых исследований в области изучения татарского архитектурного искусства, настаивал на недопустимости игнорирования культурного наследия народов, подвергшихся значительной внешней этнической экспансии (перенятые обычаи, язык, вера и т. д.) со стороны крымских татар – крымчаков и караимов [2, с. 168].

Экскурс в историю татарского производства из шерсти и ковроткачества в своей статье предпринял основатель и директор Государственного дворца-музея тюрко-татарской культуры в Бахчисарае, глава Бахчисарайского краеведческого кружка, член РОПИК Усеин Абдурефиевич Боданинский (1877–1938) [3]. Краевед останавливался на естественности распространения этого вида производства в скотоводческой среде крымских татар, указывал на древние корни ковроткачества, характерные для монгольских кочевников еще в XII веке, до экспансии в Крым. Для подтверждения своей гипотезы, ученый ссылался на сведения средневековых путешественников Вильгельма де Рубрука и Марко Поло, отмечавших наличие выделанных войлочных тканей и ковров у кочевавших монгольских орд [3, с. 67].

Далее автор анализировал сохранившиеся формы средневекового производства у крымских татар. В качестве примеров У. А. Боданинский приводил «цеха» по производству войлока – «кечеджи» – сохранившиеся в архаичном варианте до 20-х годов XX века в Бахчисарае и Карасубазаре [3, с. 68–70]. Следует отметить, что основные исторические аналогии, касающиеся организации цехов у крымских татар, исследователь представил по оригинальным данным, которые были опубликованы в статье академика, востоковеда, члена РОПИК Владимира Александровича Гордлевского (1876–1956), поэтому в этой части положения очерка вряд ли можно считать сугубо авторскими [4].

Непосредственным предметом исследования краеведа стала коллекция старинных татарских ковров без ворса – «килимов», поступившая в фонды Государственного дворца-музея тюрко-татарской культуры в 1927 году. У. А. Боданинский отмечал отсутствие каких-либо сходных черт «килимов» с «кавказскими, среднеазиатскими и малоазиатскими традициями», прослеживал отдаленное сходство с «килимами», распространенными в Украине. Особенностью коллекции являлись сильно схематизированные растительные орнаментальные мотивы, редкость бытовых сцен в оформлении. Нетрадиционной являлась и гамма красок, использованная при росписи ковров: преобладали темно-синий, желтый, рыжий, коричневые цвета; бирюзовый, розовый, зеленый, кремовый полутона; окраска производилась растительными, минеральными и животными красками [3, с. 70–71].

Основываясь на особенностях технического выполнения войлочных ковров, У. А. Боданинский сформулировал их классификацию на три типа. Первые – «орта» – состояли из узких и широких прямоугольных рамок, при их создании использовали темно-синие, желтые, коричневые, рыжие, голубые, белые, розовые, зеленые красители. Применяли данные изделия для покрытия пола в жилых помещениях или в мечетях. Второй тип – «кобекли-орта» – ткались из 3 рядов прямолинейных рамок со схематическими растительными мотивами. Середина таких ковров – «кобек» – состояла из 5 рядов концентрических ромбов, в орнаменте также преобладали растительные узоры, в цветовую гамму «килимов» добавлялись черный и голубой колеры. Ковры третьего типа – «намазлык» – предназначались для мусульманской молитвы, они состояли из узких и широких прямоугольных рам с мелким однородным узором. Обычно эти «килимы» раскрашивались в синий, желтый, кремовый, коричневый и белый тона [3, с. 72–75].

Местом изготовления всей коллекции У. А. Боданинский определял Крым, время изготовления ограничивал серединой XIX века. В заключение своего исследования ученый констатировал отсутствие в современный ему период, как мастеров, так и технической базы для возрождения производства войлочных ковров в крымско-татарской среде [3, с. 75].

Изучению фольклора, музыки, песенного творчества крымских татар посвятил свои исследования член РОПИК Аркадий Карлович Кончевский (1883–1969), начавший активное исследование песенного фольклора в Крыму в 1923 году в рамках экспедиции, осуществленной на средства Главнауки. В короткой популярной статье «Прошлое и настоящее в песнях Крыма» [5] музыковед проследил основные вехи истории крымско-татарского народа, отраженные в национальных песнях: средневековые набеги на Русь и ответные экспедиции Московского государства, эмиграцию татар в Турцию в конце XVIII века и в первое десятилетие после окончания Крымской войны, события Первой мировой и Гражданской войн, голод 1921–1922 годов в Крыму.

Страницы: 1 2 3

Популярные материалы:

Народные художественные традиции празднования Святок
Период празднования: от Рождества до Крещения (с 7 по 19 января по новому стилю). Происхождение, языческий и христианский смыслы праздника. Художественные элементы зимних святок: а) музыкальные элементы праздника - народные календарные ...

Начало восстановления народного хозяйства в 1943-1945 годах
После освобождения Гомеля от немецко-фашистских захватчиков необходимо было решить важнейшую проблему восстановления гор рода. За период оккупации Гомеля (19 августа 1941 г. - 26 ноября 1943 г.) немецко-фашистские захватчики уничтожили св ...

Этногенез и этническая история
Так что же собой представляет само понятие этногенез? Этногенез (от греч. ἔθνος, «племя, народ» и γένεσις, «происхождение»), этническая история — процесс сложения этнической об ...