Самара и её окрестности

Страница 2

Селения мордвы и чуваш занимали окраинные укромные места низменности, располагались на границе леса и степи, рядом с горами - дд.Шелехметь, Борковка, Торновая, Че(у,а)ракаевка и другие. По-видимому, ранее в эти места пришла мордва и заняла наиболее удобные земли в районе деревень Терновой, Шелехмети, Борковки (совр. с.Новинки). Причем, в отличие от более раннего периода, когда Лука осваивалась "наездом", поселения основывались мордвой-мокшей из Алатырского, Темниковского и других юго-западных уездов Среднего Поволжья. Чуваши выбирали более укромные, закрытые лесом и горами места (д.Че(а,у)ракаевка) или подселялись в уже существующие мордовские селения.

С начала 40-х гг. XVIв. на Самарской Луке появляются помещичьи селения - дд.Моркваши, Ширяев Буерак (Ширяево), Осиновый Буерак (Осиновка), несколько позднее Брусяна, Ермаково, Мордово, Кольцове. Их основывали, как правило, рядом с Волгой, в межгорных долинах, на низменных местах. Подавляющее большинство жителей составляли русские, беглые и гулящие из уездов Казанского и Нижегородского Поволжья. Местные помещики крайне редко переводили своих крестьян из других владений.

В середине - второй половине XVII столетия чувашские и мордовские переселенцы начали осваивать центральную часть Самарской Луки, территорию, которая для жителей Рожденственской волости находилась "за лесом". Преобладали в этой местности чуваши, основавшие деревни Аскула, Сосновый и Березовый Солонцы, Севрюкаево, Бахилово.

В XVII - начале XVIIIBB. среди населённых пунктов Луки количество селений, в которых жили представители коренных народов Среднего Поволжья, значительно превышало их современный состав. Уже в XVIII - Х1Хвв. исчезли дд.Ахтулина, Черакаевка, Чувашские Брусяны, "Мордвиная на Ключе", Ширяевские Вершины и целый ряд других. Документы, свидетельствующие о начальном периоде освоения Луки, позволяют сделать вывод о том, что её центральная часть и, особенно, овражные долины, выходящие к Волге, были буквально "облеплены" небольшими, каждое в несколько дворов, чувашскими и мордовскими поселениями.

В последней четверти XVII столетия вся пригодная для сельскохозяйственной деятельности территория Самарской Луки оказалась освоенной. Наступает аграрное перенаселение региона, начинается массовый отток населения на Урал, Дон, в селения Левобережья.

К началу XVIIIв. селения восточной подгорной части Самарской Луки настолько запустели, что местная администрация предприняла энергичные меры по массовому переселению в эти места крестьян из других уездов страны. Ярким примером такой политики явился перевод в 1706г. из Пензенского уезда из владений Г.И.Головкина около 700 лиц мужского пола на "свободные тягла" в селения Рождественской волости.

В первой трети XVIII столетия продолжался приток беглых на Самарскую Луку. Например, власти Троице-Сергиева монастыря обнаружили в самарском селе Винновке и близлежащих поселениях десятки семей беглых крестьян, живших ранее на землях приписного к метрополии алатырского монастыря.

В конце XVII - первой трети XVIIIвв. завершается период известной автономии Луки, когда её территория являлась единственным земледельческо-промысловым освоенным районом на территории Самарского края. Это обстоятельство предопределило характер дальнейшей колонизации региона.

Надеинским Усольем в XVII-XVIIIвв. называлась территория занимающая западную часть большой Самарской Луки от Брусянского и Морквашинского оврагов до междуречья Усы и Тишерека. Центром, ядром освоения этой местности стали соляные источники у западной оконечности Жигулевских гор, за устьем р.Усы. Появление первых постоянных поселений, сохранившихся до настоящего времени, следует связывать с именем предприимчивого ярославского гостя Надеи Светешникова, основавшего в начале 1630-х гг. в этих местах крупное солеваренное производство.

Первопоселенцами Усольских слобод и хорошо укрепленного городка стали русские люди - гулящие, беглые, крепостные Светешникова. К середине XVIIв., при общем преобладании среди жителей Усолья переселенцев из Нижегородского и Казанского Поволжья, значительная часть населения, прежде всего из числа зависимых людей предпринимателя, была переведена из других солеваренных центров страны - Соли Камской, костромских Усолий и т.д.

Страницы: 1 2 3 4

Популярные материалы:

Американская школа исторической этнологии
Вплоть до 90-х годов прошлого столетия этнологическая наука в США развивалась в рамках эволюционистского направления. Но с началом последнего десятилетия XIX века в Америке зарождается новое направление в этнологии, основателем которого с ...

Лексика подражательных танцев народов Севера
У эвенков повсеместно существовал обычай совершать над убитым медведем особый обряд, носивший характер массовой родовой религиозной церемонии, обязательной для каждого члена рода. Обряд этот представляет для исследователя традиционной тан ...

Понятия «этнос» и «этничность»
этнос общность Люди, населяющие нашу планету, образуют множество разнообразных общностей. Особое место среди них как по значимости в культуре, так и по устойчивости в истории занимают общности, именуемые в повседневном русском языке наро ...