Вопрос шежере. Башкиры Самарской и Челябинской областей

Материалы » Этногенез, расселение и особенности культуры башкир на Урале » Вопрос шежере. Башкиры Самарской и Челябинской областей

Страница 1

У многих народов сохранилась традиция помнить свою родословную. Знать имена своих предков до седьмого колена до настоящего времени считается обязательным для жителей индийского штата Ассам, для калмыков, а также для башкир. Что же такое шежере? Известный этнограф Р. Г. Кузеев перевел шежере как "генеалогическая летопись". Шежере – это генеалогическая летопись башкирских племен и родов, в которую вносились имена предводителей родов по мужской линии и включались сведения об исторических событиях, важнейших фактах жизни родов и племен. Наличие шежере в башкирском роде было так же обязательно, как и родовые атрибуты: тамга, птица, дерево. Согласно обычаям, башкиры должны были запоминать имена своих предков до 10-15 колена. Кроме родословных и исторических событий, шежере обычно содержал богатый материал о территории обитания того или иного рода (с указанием географических названий). Шежере каждого рода записывалось в течение нескольких поколений, поэтому оно представляло собой большую ценность, своеобразную реликвию, свидетельствующую о древности происхождения данного рода, о богатстве его истории. Этим шежере башкиры очень дорожили и с особым пристрастием их хранили.

Потерять шежере рода считалось большим позором. По рассказам стариков,

потеря родословной летописи истолковывалась как забвение памяти отцов, чем башкиры очень дорожили.

В старинных родословных есть даже объяснение о цели создания шежере. В известном эпосе «Огуз - наме» это сформулировано достаточно четко, здесь есть такие строчки: «Дети каждого из вас должны знать свои места, ранги, занятия, имя (прозвище), а также родовые атрибуты. Сделать это необходимо для устойчивости государства и для обретения доброго имени вашим племенам».

В более широком смысле шежере - не только генеалогическая летопись, не только родословная, но и бесценный источник изучения истории башкирского народа, летопись важнейших событий и фактов. Поэтому историки в своих работах ссылаются на башкирские шежере.

Башкиры Самарской области также имеют свои шежере. Один такой источник был обнаружен у жителя деревни Кочкиновка Большечерниговского района К. М. Хабибуллина (1921 г. р.).

Данное шежере восходит к самому Чингиз-Хану, а одним из его потомков является Башкорт - легендарный родоначальник башкир.

Это не удивительно - во многих шежере описание исторических событий и личностей сочетается с легендами.

Башкиры стали заселяться в Самарской области с XVIII века, ими были основаны деревни ныне расположенные на территориях Большечерниговского и Большеглушицкого районов Самарской области (ранее Имелеевская волость Самарской губернии).

Они также известны под названием иргизские башкиры, так как большая часть их деревень расположены в долине реки Иргиз. Самарские башкиры несмотря на их удаленность от исторической родины, говорят на литературном башкирском языке, так как их предки являются выходцами с юго-востока Башкортостана, а не с татароязычного северо-запада.

Самарская земля дала башкирскому народу ряд знаменитых людей.

Это писатели Рашит Нигмати (1909—1959, из деревни Дингезбаево Большечерниговского района), Хасан Башар (1901—1938, из деревни Утякаево Большечерниговского района), Хадия Давлетшина (1905—1954, из деревни Хасаново Большечерниговского района), Губай Давлетшин (1893—1938, из деревни Ташбулатово, ныне Таш-Кустьяново Большеглушицкого района), его двоюродный брат, языковед Габбас Давлетшин (1892—1937, из той же деревни), участник башкирского национально-освободительного движения, соратник Ахмад-Заки Валиди Харис Юмагулов (1891—1937, из деревни Хасаново), Фатима Мустафина (1913—1998, из деревни Дингезбаево) министр просвещения БАССР (1955—1971).

На территории Челябинской области проживает более 166 тысяч башкир. Башкирское население представлено в большинстве районов области. Компактные поселения башкир имеются в Аргаяшском, Кунашакском, Сосновском, Кусинском, Красноармейском, Нязепетровском, Октябрьском, Каслинском, Чебаркульском, Уйском, Кизильском, Агаповском, Ашинском, Кыштымском и некоторых других районах области.

Страницы: 1 2

Популярные материалы:

Летний дворец Петра Великого
Летний дворец Петра Великого (1771-1784 гг., архитектор Ю.М. Фельтен), каменное здание, построеное в 1710-1714 гг. архитектором Д. Трезини. В петровское время Летний дворец со всех сторон окружала вода. Это было необходимо, чтобы обеспечи ...

Вывод
В данной работе даны два подхода к классификации экскурсионных объектов. Оба они имеют свои плюсы и минусы, это всего лишь модели, но учет и традиционного и нетрадиционного подхода к отбору экскурсионных объектов должен повысить качество ...

Отдел культуры
На территории муниципального образования Приморско-Ахтарского района расположено 41 учреждение культуры, в том числе: · районный дворец культуры - 1; · сельские дома культуры – 9; · cельские клубы – 11; · районный организационно-метод ...