Миграции и переселения раскольников в Нижегородском Поволжье

Материалы » . Заволжское старообрядчество в XVIII-XIX вв. » Миграции и переселения раскольников в Нижегородском Поволжье

Страница 1

Раскольники других губерний нередко бывали в Нижнем Новгороде, и тем поддерживали связи своих общин с Нижегородскими старообрядцами. Этому во многом способствовало расположение города, находящегося на перепутье из внутренней России в восточные губернии и в Сибирь. Наиболее важными пунктами стечения раскольников являлись Нижний Новгород, Городец и Лысково.

Нижний Новгород

– здесь особенный прилив раскольников ожидался во время ярмарки. Одни приезжали сюда для торговли, другие для заработков, третьи же исключительно с сектаторскими целями. Наиболее часто приезжали раскольники из Москвы, Олонецкой, Ярославской и Костромской губерний, Казани, Екатеринбурга, Сибири, Дона, Урала, Саратова, Владимира, Тамбова, Воронежа. Во время ярмарки, приезжающие сюда, богатые раскольники собирались тайно для проведения их обрядов. Успенский пост, совпадающий со сроком ярмарки, и большие праздники, бывающие в это время, многие собирались в укромных местах для общественного богослужения. Так как во время ярмарки полиция переезжала за Оку, а остающаяся в городе часть патрулировала ярмарку, то раскольникам было удобно в отдаленных местах, малолюдного города, совершать свои обряды. Кроме того раскольники приезжающие на Нижегородскую ярмарку, собирались на богослужение в соседние от ярмарки селения Гордеевку и Сормово.

Сектаторы приезжали в Нижний Новгород и в неярмарочное время. Весной торговцы из Саратова, Симбирской, Казанской и Ярославской губерний – за канатами, судовыми снастями, солью, железом, хлебом. Расположение Нижнего Новгорода на двух судоходных реках способствовало стечению сюда раскольников. С открытия навигации до начала ярмарки здесь бывало до 30000 торговцев из них около 2000 раскольников.[10] После ярмарки прилив купцов прекращался до открытия зимнего пути. Проезд через Нижний Новгород Казанских и Симбирских людей на Ростовскую ярмарку, связи Москвы с Ростовом, Казанью, Сибирью через Нижний Новгород составляют причину довольно значительного прилива сюда раскольников Московской, Ярославской и Костромской губерний.

Городец, называли «ключом сектаторского Заволжья»[11]. Это объяснялось тем, что сюда приезжало много раскольников поповской секты в часовню, в которой всегда были беглые попы. Городецкая часовня имела до 50000 прихожан, часть, которой жила в Костромской и Владимирской губерниях. Особенно много раскольников съезжалось зимой между Святками и Масленницей для совершения браков, а во время Великого поста – для исповеди и причастия. Также приезжало много торговцев из Владимирской, Костромской и Московской губерний.

Лысково- привлекало много раскольников в конце зимы, вызванное закупкой хлеба, производимое многими приволжскими торговцами на Лысковской пристани.

Кроме этого следует упомянуть еще об ярмарке, бывающей в сентябре в селе Спасском, куда из Казанской, Симбирской и Оренбургской губерний приезжают раскольники торгующие сырыми кожами. В Павлово на базары приезжало много раскольников из Владимирской и Костромской губерний.

Следует обратить внимание на то, что по вышеизложенным причинам жители Нижегородской губернии редко оставались в течение года на местах своего жительства. Часть из них в связи с коммерческими делами и другими занятиями проживали в Санкт-Петербурге и других губерниях, другие же отлучались только периодически, возвращаясь к своим семействам.

В целом, отмечу, в этот период в Нижегородское Поволжье устремляются миграционные старообрядческие потоки с Урала, из Сибири и других регионов. Возвращаются не только те, кто раньше проживал здесь и был вынужден покинуть родные края из-за репрессий Питирима, но сюда направляются сторонники "старой веры" и из других районов страны. В этих условиях происходит возрождение старообрядческих скитов в Заволжье. Епископ Дмитрий был вынужден сообщить в Синод, что "за Волгою в селах и в лесах и наипаче в дворцовых волостях раскольников весма находится множество". В ходе расследования выяснилось, что в Заволжье "не точию после беглых раскольников оставшиеся в лесах жилища пришлыми из Сибири, с Усты и из прочих мест раскольниками наполнены, но сверх того за невмещением в прежние жилища и вновь во многих местах построены". В документе, представленном в 1743 г. епископом Дмитрием в Синод, значилось более 50 тайных старообрядческих поселений, в которых проживали 791 человек. Усиливается и пропаганда "раскола".[12] По официальным данным, численность старообрядцев в Нижегородской епархии неуклонно сокращалась, но темпы обращения заметно снизились. Так, по данным 1742 г., в Нижнем Новгороде обратилось из "раскола" 16 человек, а всего в епархии – 531 человек. К 1748 г. в Нижегородской губернии числилось 5447старообрядцев, а к 1754 г. их насчитывалось 5469 человек. При этом церковные власти в начале 50-х гг. признавали, что "раскольщиков . и поныне еще довольное число имеется".[13] В Нижегородской губернии (42432 версты2) на каждую версту приходится 4 раскольника. В северных уездах население раскольников значительно гуще нежели в южных. Относительную свободу вероисповедания нижегородских старообрядцев XIX объясняется попустительством и мздоимством местного начальства, тесной спайкой членов старообрядческого братства, которое держалось "твёрдо взаимным вспоможением". Если прихожане официальной церкви больше всего боялись пожара, неурожая, падежа скота да наезда станового, то старообрядцу даже такие беды не страшны: братство всегда восполнит нанесённый урон и обеспечит заступничество. Старообрядец-купец всегда может рассчитывать на помощь собратьев в случае банкротства. Характерно, что все старообрядческие общины были тесно связаны между собой. Они оперативно извещали друг друга о надвигающейся опасности: возможных неблагоприятных для них действиях со стороны официальной церкви, предпринимаемых мерах правительства.

Страницы: 1 2

Популярные материалы:

Этнические и сословные характеристики Южнороссийского казачества
В научной литературе, беллетристике, в официальных документах мы сталкиваемся с терминологическим многообразием определения статуса казачества: субэтнос (Л.Н. Гумилев, А.И. Агафонов, Р.А. Агеева, В.Н. Сергеев и др.) этнографическая группа ...

Основание Ачинского острога
причулымье острог переселенец военный В обстоятельствах поставления Ачинского острога 1641 г. настолько много неясного и противоречивого, что историк подчас должен уподобиться следователю, который пытается найти верные и точные свидетель ...

Подражательные танцы коренных народов севера
В прошлом, и в настоящее время у коренных народов Севера были распространены подражательные танцы, существовавшие как часть тех или иных обрядовых действий в прошлом. Большинство подражательных танцев тотемического характера, они были свя ...