Самара и её окрестности

Страница 3

Во второй половине XVII столетия новые владельцы Надеинского Усолья власти Савво-Сторожевского монастыря освоили практически всю территорию вотчины. Были устроены крупные русские поселения на переволоке между Волгой и Усой - Переволокская слобода, в восточной части владения - с.Же(и)гулевка. Подавляющее большинство жителей этих селений составляли либо беглые, либо переселенцы из Усольских слобод. В 1680-х -1690- х гг. приток беглых переселенцев уменьшился. Монастырские власти начали переводить на приволжские земли своих крепостных крестьян из центральных уездов страны, из вотчин в Тамбовском, Шацком и Других уездах.

Видимо, с конца 1650-х гг. на территории Усолья появились первые постоянные поселения чувашей. Первое из них - Старый Теплый Стан было основано неподалеку от Усольских слобод (с. Усолье), остальные - выходцами из него в районе современных с. Шигон (Новый Теплый Стан на Ногайском Броду) и Большая Рязань (Новый Теплый Стан у Брусянского Ключа). Мордва практически не участвовала в освоении Надеинского Усолья. Известен лишь единственный факт появления маленькой мордовской деревушки в Яблоневом овраге.

В конце XVII - первой трети ХVIIIвв. система сельских поселений и этнический состав населения Надеинского Усолья приобрели свой завершенный, близкий к современному, облик.

Русскими, в основном беглыми переселенцами были основаны селения Комаровка, Левашовка, Валы, Большая Рязань, Александровка, Актуши. По всей видимости с.Б.Рязань (Брусяна) появилось вследствие перевода крестьян из Рязанского уезда, где у Савво-Сторожевского монастыря имелись крупные владения.

Отсутствуют сведения о дальнейшем чувашском заселении Надеинского Усолья, так как д.Тайдакова, единственная, появившаяся в это время, возникла вследствие переселения жителей из возникших ранее Старого и Нового (на Ногайском Броду) Теплых Станов.

Сызранское Правобережье

Поворотным пунктом в массовом освоении Сызранского Правобережья стало строительство в 1683г. Сызранской крепости и устройство в ключевых пунктах района системы военно-административных пунктов - слобод. В них - Печерской, Усинской, Подвалье, Жемковской, Суринской и других были поселены служилые люди - казаки, солдаты выборных полков, стрельцы, переведенные из укрепленных пунктов Симбирской и Корсунской линий.

Окончательное закрепление территории региона завершилось строительством в 1687г. Кашпирской крепости, защитившей южные подступы к Сызрани. Границы ареала постоянных поселений передвинулись дальше на юг, а Сызранское Поволжье постепенно становилось территорией массового распространения помещичьего и монастырского землевладения. Крупнейшими центрами освоения края стали селения, возникшие на монастырских землях. Население Новопречистенской слободы (с.Новодевичье), принадлежавшей московскому Новодевичьему монастырю, составляли как беглые и гулящие люди, так и крестьяне, переведенные из монастырских вотчин в центральных уездах страны. Еще более разительным примером массового переселения являются селения, возникшие на землях московского Вознесенского монастыря - с.Городище (Костычи), Кузмодемьянское (Старая Рачейка). Сюда, в течение нескольких лет было переведено более двухсот крестьянских семей из Владимирского и соседних с ним уездов. Вдоль правого берега Волги, начиная с села Новодевичьего и почти до Саратова, сложилась цепочка крупных промыслово-земледельческих селений: с.Сосновый Остров (Хвалынск) с округой Чудова монастыря, с.Терса (Вольск) с округой Новоспасского монастыря , население которых практически полностью составляли переведенцы из Ростовского, Верейского, других центральных уездов России.

Наиболее многочисленную группу среди селений, возникших в конце XVII - первой трети ХVIIIвв., составили деревни и села, принадлежавшие местным симбирским и сызранским помещикам. К ним следует отнести Ивашевку, Подъячевку, Репьевку, Заборовку, Троицкое, Богородское, Семионовку, Губину, Кушникову и другие. Как правило, небогатые владельцы либо приглашали на свои земли беглых из близлежащих уездов Среднего Поволжья, либо из собственных владений в тех же уездах переводили крестьян, либо на определенных условиях разрешали селиться на своих поместных землях служилым приборным людям. В большей степени переводом крепостных крестьян занимались привилегированные землевладельцы - Трубецкие, Троекуровы (дд.Трубетчино, Троекуровка).

Страницы: 1 2 3 4

Популярные материалы:

Моральный идеал в понятии горца
У каждого человека есть какие-то постоянные моменты его жизни, оставшиеся неизменными при всех поворотах его переменчивой судьбы. Это некий моральный идеал, не столько общий и естественный, что другие обязывающие моменты (будь то воинский ...

Основные формы помощи и взаимопомощи в древнейших славянских общинах
помощь древний славянский общность По мнению М.В. Фирсова, общинные принципы жизнедеятельности восточных славян, практика осуществления защиты человека в системе рода и общины нашли отражение в конкретных формах помощи и взаимопомощи, ср ...

Понятие и виды этнотерриториальных конфликтов
Важнейшей основой формирования этноса как социокультурной целостной системы является территория. Совсем не случайно в культуре любого народа территория его расселения сакрализуется и наделяется в этническом сознании характеристиками типа: ...