Традиционный подход

Страница 2

Если невозможно исключить тот или иной объект из экскурсии предполагаемого маршрута ввиду его уникальности (например, здание Администрации города, Вознесенскую горку в городе Екатеринбурге), которые показываются в ряде экскурсий (обзорной, исторической, искусствоведческой и т.д.), то такой объект должен быть раскрыт особо. При его показе должны быть выявлены те характерные черты, которые не нашли отражения в экскурсиях на другую тематику. При показе таких объектов в рассказе должен быть использован иной материал. Поэтому интерес экскурсантов при их повторном осмотре, как правило, не снижается.

В практике подготовки экскурсий выработана определенная методика оценки экскурсионных объектов. Применение этой методики особенно важно в тех случаях, когда создатели новой экскурсии, встречаясь на маршруте с несколькими объектами, сходными по содержанию, могут выбрать те из них, которые наиболее интересны для данной темы. Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие критерии:

1. связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством определенного деятеля науки и культуры, художественные достоинства памятника, возможность их использования с целью эстетического показа;

2. известность объекта, его популярность среди населения, например, Храм-на-Крови в городе Екатеринбурге;

3. необычность, экзотичность объекта, его особенность, неповторимость памятника истории и культуры, здания, сооружения. Экзотичность может быть природного характера (Например, заказник в Артинском районе является единственным такого рода в России). Необычность объекта может быть связана с каким-то историческим событием, которое произошло в данном здании, на месте установления данного памятника (памятник В.И.Ленину на Площади 1905 года, сооружение Храма-на-крови), легендой или историческим событием (сооружение плотины для железоделательного завода).

Важно оценить выразительность объекта, его взаимодействие с фоном, окружающей средой – зданиями, сооружениями, природой. Здесь важно для осмотра подобрать правильное расположение группы, нужное время суток, учесть влияние природных условий и времен года. Благодаря отсутствию заранее заданной определенности единиц визуальное сообщение несет большее число информационных прочтений. Известно, что на визуальном уровне существуют предварительные нормы, определяющие форму необходимого сообщения. Изучив примеры А. Маслоу, можно то же самое сделать и в экскурсионном процессе. А. Маслоу смотрит на проблему еще шире, когда говорит, что нехватка красоты может быть патогенным фактором. "Чтобы доказать это положение, я предпринял ряд экспериментов, связанных с красивым и уродливым. Так, например, я предъявлял испытуемым фотографии обычных людей, снятых в неприглядной обстановке, и испытуемые склонны были описывать этих людей как психотиков, параноиков или преступников. Это говорит за то, что в уродливом окружении лица людей и, вероятно, сами

люди будут казаться нам плохими, уродливыми, неприглядными.

Местонахождение объекта играет важную роль в процессе отбора его для показа. При отборе объектов должны учитываться расстояния от памятника до памятника, удобство подъезда к объекту, пригодность дороги для автотранспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения.

Временное ограничение показа объекта может происходить тогда, когда посещение и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости или сезонности.

Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, так как это увеличивает ее длительность и вызывает утомляемость экскурсантов, а внимание и интерес при этом ослабевают. Оптимальная продолжительность городской экскурсии составляет 2 – 4 часа, при этом экскурсанты воспринимают не более 15 – 20 экскурсионных объектов.

Страницы: 1 2 3

Популярные материалы: